Дела у бизнесмена Александра Чистякова, «в миру» известного как муж певицы Глюкозы (Натальи Ионовой), идут все хуже и хуже. А ведь супруга уже успела привыкнуть к шикарным подаркам. Таким, как особняк в испанском Марбелье, который Александр Чистяков преподнес своей «половинке» в 2012 году.
Подарков, скорее всего, больше не будет. Останется только сам Чистяков и его знаменитый торс, признанный когда-то «торсом года».
Подарок, только не Чистякову, а структурам «Сбербанка», преподнесла Федеральная антимонопольная служба. Ведомство одобрило ходатайство «СБК премьер», которым «Сбербанк капитал» владеет через «СБК проект», о приобретении 50,01% компании «Дрезден девелопмент». Последней принадлежит иркутский ТРЦ «Jam молл».
Сетью ТРК «Jam молл» владеет компания Hermitage Construction & Management Group. Крупнейшим собственником этого актива, как считают представители рынка, значится как раз бизнесмен Чистяков. Он же - совладелец и руководитель нефтяной компании RusPetro, год от года терпящей убытки.
Эксперты связывают грядущую сделку с реструктуризацией долгов компаний Чистякова. Однако, по слухам, все закончится тем, что кредиторы разберут имущество бизнесмена за долги.
А долг компании HCMG, по данным на 2014 год, кстати, исчислялся 1,3 млрд рублей и 45 млн долларов. Девальвация российской валюты долги компании сделала еще более неподъемными.
В конце прошлого года счет по долгам господину Чистякову выставил «Сбербанк». Причем, судя по всему, платить бизнесмену совсем нечем - раз уж дело до суда дошло. Банк направил иск в кировский областной Арбитраж, потребовав взыскать с управляющей компании и собственника торгово-развлекательного центра «Jam Молл» - HCMG и «Дрезден девелопменту» - свыше 700 млн рублей. Банк также требовал наложить арест на его счета.
Кстати, «бежать» из компании Hermitage Construction & Management Group сотрудники стали уже давно - еще с 2008 года, причем «побег» наблюдался прямо массовый.
Увел миллиарды у экс-первой леди Москвы?
В феврале текущего года лондонский суд поставил точку в разбирательствах между женой бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Еленой Батуриной и бизнесменом Александром Чистяковым.
Дальше затягивать судебный процесс у «звездного» мужа не получится - Высшая инстанция Апелляционного суда Англии и Уэльса отказала Чистякову в праве подать очередную апелляцию.
Почти 10 лет назад молодой бизнесмен Чистяков предложил Батуриной выгодно вложить деньги, которых у бывшей первой леди российской столицы имелось в избытке. Батурина занялась инвестициями в недвижимость и гостиничный бизнес, и коммерсант пригласил ее финансово поучаствовать в строительстве коммерческой и жилой недвижимости на севере Марокко.
Год спустя компания Александра Чистякова Sylmord Trade Inc. получила от Батуриной инвестиции в виде займов на миллионы евро. Как говорят - почти на 100 млн евро!
Позднее выяснилось, что на разрекламированный проект деньги так и не пошли. Небольшая часть суммы поступила на счета компании Andros Bay, занимавшейся марокканским проектом, остальные были перечислены офшору, аффилированному с Чистяковым.
Батурина, которая давно уже проживает в Лондоне, обратилась в британский суд, потребовав с обманщика не только вернуть всю сумму, но и проценты. Чистяков одно время настаивал, чтобы судебные разбирательства проходили в России - про неподкупность и репутацию родного суда, коммерсанту, видимо, хорошо известно. Однако не вышло. Батурина еще в прошлом году отсудила и супруга Глюкозы 4,5 млн евро, последний вывесил табличку «sale» на своих активах. В последней апелляции бизнесмену отказано.
Но где же остальные деньги? Судя по всему, суды по ним еще продолжаются. Летом прошлого года Коммерческий суд Лондона разрешил Елене Батуриной скорректировать свой 100-миллионный иск, однако подробности неизвестны.
Очевидно, что своего жена Лужкова добьется. Успел ли Чистяков «спустить» чужие деньги - вопрос, но отдавать ему должок особо не с чего, так как и другие его активы - не только «Jam молл» - находятся с плачевном финансовом состоянии.
Нефть утекала сквозь пальцы
Дела у нефтяной компании RusPetro, совладельцем которой является господин Чистяков, идут все хуже и хуже. Коммерсанту тем более нечем похвастаться - ведь сложности у компании возникли именно под его чутким руководством.
В начале 2014 года стало известно, что председатель совета директоров Ruspetro Александр Чистяков заложил большую часть своих акций - 13% в пользу структуры другого акционера Ruspetro Андрея Раппопорта. Его доля, в свою очередь, тогда возросла до 21,7%. Доля Чистякова сократилась до 4,13%.
Продажа 13-процентного пакета осуществлялась в рамках сделки репо. Покупателями стали компании-офшоры. Согласно условиям сделки, муж Глюкозы должен был выкупить пакет через полгода. Однако упоминаний об этом найти не удалось. Неужели дела бизнесмена настолько плохи?
В конце того же года эксперты предрекли компании трудности на фоне новых известий. Было объявлено, что совладелец группы компаний «ПИК» Сергей Гордеев увеличил свою долю в Ruspetro до 29,9% с 24,9%. После этого Mastin Holdings и банк «Открытие», долями в которых также владеет Гордеев, с Sobny Group Corporation в общей сложности контролируют 33,8% акций нефтекомпании.
Проблемы у компании и появились - все в том же 2014 году. Чистый убыток RusPetro вырос в 4 раза, до 272,72 млн долларов. До 55,1 млн долларов - в два раза - сократилась и выручка компании. Сразу на 26% упали объемы добычи. 2015 год для компании закончился сократившейся на 20% выручкой и ростом чистого долга до 300 млн долларов.
В июне уже этого года акционеры нефтяной компании увели RusPetro с Лондонской биржи. На такой шаг пришлось пойти на фоне падающей ликвидности актива и отсутствия интереса со стороны инвесторов. Свою роль сыграли и рухнувшие цены на нефть.
Вот и осталось господину Чистякову теперь только раздавать интервью, в которых он с ностальгией сообщает, что «скучает по масштабу». Конечно, о худшем думать не хочется. Но жены некогда богатых бизнесменов имеют такое обыкновение - «испаряться» из жизни супругов сразу после того, как глава семьи перестает «приносить» в клюве тугую копеечку. Так что вместе с бизнесом господин Чистяков вполне может потерять еще и статус «женат».
Чистяков проверит брак бедностью
Бизнесмен Александр Чистяков кругом задолжал. Останется ли с ним жена - певица Глюкоза - когда у Чистякова не останется ничего, кроме «торса года»?