С 20 по 27 февраля в здании ГЭС-2 пройдет программа под названием «Геометрия настоящего» с серией инсталляций и перформансов, посвященных промышленной архитектуре начала XX века и фундаментальному исследованию звука. Запланирована лекционная программа, посвященная саунд-арту.
Куратор арт-саунд-проекта «Геометрия настоящего», британский художник и музыкант Марк Фелл говорит, что его привлекают возможности здания, как бы зависшего в периоде между деконструкцией и реконструкцией. «Все это находит отражение в звуке — в виде пересечений бесконечного числа динамических контекстов, благодаря чему мы оказываемся в поле напряженного диалога и взаимовлияния истории и будущего».
Финальное открытие полностью обновленной ГЭС-2 намечено на конец 2018 — начало 2019 года. За концепцию внешнего и внутреннего облика отвечает звезда мировой архитектуры, лауреат Притцкеровской премии архитектор Ренцо Пьяно и его бюро Renzo Piano Building Workshop (RPBW). С 1981 года бюро сделало почти 120 проектов по всему миру, самые известные из них — здание Центра Помпиду в Париже и новое здание музея Уитни в Нью-Йорке.
Почему именно ГЭС-2?
Москва идет по пути мировых столиц, превращая утратившие свое первоначальное значение производственные здания в офисы, квартиры, мастерские, галереи. Болотная набережная — исторический центр Москвы, где с 1889 года располагалась шоколадная фабрика «Красный Октябрь». В 2000-х на территории фабрики был создан креативный центр с Институтом архитектуры и дизайна «Стрелка», галереями, офисами, магазинами, ресторанами и кафе.
ГЭС-2 находится практически между «старой» и «новой» Третьяковской галереей, через Патриарший мост — ГМИИ им А. С. Пушкина, через Каменный — Музеи Московского Кремля. Таким образом, ГЭС-2 оказывается в центре музейного треугольника.
Центральную электрическую станцию городского трамвая («Трамвайная», позднее — ГЭС-2 Мосэнерго) возвели в 1904–1907 годах в неорусском стиле по проекту архитектора Василия Башкирова и при непосредственном участии инженера Василия Шухова. Еще в XVIII веке на этом месте располагалась часть Винно-соляного двора.
Рядом, на Раушской набережной находится станция ГЭС-1 (выстроена в 1897 году). Две станции в 1956 году были объединены в электростанцию имени Смидовича. И если с ГЭС-2 все ясно, то здание ГЭС-1 все еще функционирует по прямому назначению. На ГЭС-1 уже давно положил глаз Пушкинский, но, поскольку электростанция все еще работает и сколько это еще будет продолжаться, точно не известно, музей начал рассматривать другие варианты.
На протяжении XX века облик ГЭС-2 постоянно менялся: присоединялись новые корпуса, закладывались окна из-за чего упрощалось декоративное оформление фасадов, исчезла остроконечная башенка с часами, а кирпичные дымоходы были заменены на металлические. Обновлялось и модернизировалось оборудование. Однако к 2006 году оборудование износилось, а стоимость вырабатываемой ГЭС-2 энергии стала очень дорогой, поэтому московские власти и приняли решение о закрытии ГЭС-2.
В ноябре 2009 года ГЭС-2 получила статус объекта культурного наследия регионального значения — «Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904-1907», что исключило возможность ее сноса.
Продажа и стоимость реконструкции
Заинтересованность в покупке ГЭС-2 под площади арт-фонда V-A-C выразила компания ООО «Левит», чьим основным акционером является Леонид Михельсон (№1 Forbes).
Разрешение ФАС на покупку 100% ООО «ГЭС-2» было получено в августе 2014 года. Вывод ООО «ГЭС-2» из эксплуатации начался в сентябре 2014 года. Тогда же «Мосэнерго» выставило 50% ООО «ГЭС-2» на торги с начальной ценой 878 млн рублей. Этот пакет был куплен ООО «Левит» в октябре 2014 года, а затем увеличен до 100%. Основными владельцами ООО «Левит» являются акционеры «НОВАТЭК» — Леонид Михельсон (78,29%) и Леонид Симановский (21,71%), как следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В отчете компании ОАО «Мосэнерго» по МСФО денежное вознаграждение за продажу ООО «ГЭС-2» составило 1,744 млрд руб.
В октябре 2015 года мэр Москвы Сергей Собянин посетил выводимую из эксплуатации ГЭС-2 и поблагодарил Леонида Михельсона: «Здесь перестанут работать котельные, не будут вырабатываться дополнительные мощности. И это большой плюс для экологии и надежности обеспечения города, с одной стороны. С другой — это, конечно, удивительный памятник архитектуры, который требует особого, бережного отношения к себе».
Завершение работ планируется на конец 2018 — начало 2019 года. Окончательная стоимость проекта, порученного Ренцо Пьяно, не называется, так как работы на ГЭС-2 далеки от финала. Однако английская версия газеты theartnewspaper, ссылаясь на Антонио Бельведере, партнера архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop, оценивает реконструкцию в €150 млн. Для сравнения: реконструкция музейного комплекса в Гарварде, выполненная бюро RPBW, составила $350 млн, новое здание Музея американского искусства Уитни обошлось в $760 млн, а Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса в Афинах — в €600 млн.
Как будет выглядеть ГЭС-2
Российский арт-фонд V-A-C («Виктория — искусство быть современным», директор фонда — Тереза Иароччи Мавика ) был основан в 2009 году в Москве по инициативе Леонида Михельсона как некоммерческая организация, деятельность которой направлена на развитие современного искусства в России. Свою задачу фонд видит в поддержке российских, прежде всего, молодых художников, в помощи кураторам и исследователям. В обновленном здании ГЭС-2 авторы получат возможность создавать новые работы и проводить выставки, издавать каталоги. В ведении арт-фонда также находится историческое здание администрации порта в Венеции, где сейчас идет реставрация.
Общая площадь обновленного комплекса на Болотной набережной составит 30,7 тыс. кв. метров. Главное здание отреставрированной электростанции займет 17,5 тыс. кв. метров. ГЭС-2 планируют вернуть первоначальный вид. Расчистка от поздних наслоений и пристроек уже началась, на очереди постепенное восстановление утраченного декора фасадов. Но будут и изменения: потолки сделают стеклянными. Уже ставшие знаковыми дымоходы ГЭС-2 сохранят и преобразуют в устройство для естественной вентиляции, что позволит снизить энергопотребление. Среди главных принципов архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop — экологичность и простота.
Будущее арт-пространство условно можно разделить на три зоны. Для свободного доступа — «Общественное пространство» с площадью, библиотекой, книжным магазином, зимним садом и кафе. Вокруг посадят березовую рощу (для этого поднимут уровень земли) и установят сад скульптур. Кроме этого, на территории ГЭС-2 площадью два гектара появится ландшафтный амфитеатр для кинопоказов и мероприятий под открытым небом.
Девять тысяч квадратных метров уйдут под «Выставочное пространство», которое объединит галерею машинного зала электростанции, а также систему легко изменяемых по размеру залов для российских и международных выставочных проектов.
В «Образовательном пространстве» (1700 кв. м) будет проводиться ежегодная Кураторская школа фонда V-A-C, а также учебные классы для детских и взрослых образовательных программ, создадутся художественные резиденции и мастерские.
Решить одну из насущных проблем москвичей «Где оставить машину?» должен подземный паркинг площадью 11 тысяч квадратных метров. Ожидается, что на обновленной электростанции будет создано 500 новых рабочих места, а ее посещаемость составит 750 тысяч человек в год.
Что Леонид Михельсон делает на Болотной за €150 млн
20 февраля можно будет увидеть своими глазами, что происходит в здании бывшей ГЭС-2 на Болотной набережной,15, преобразованном в пространство арт-фонда V-A-C («Виктория — искусство быть современным»).