Независимый российский производитель газа «Новатэк» миллиардера Леонида Михельсона последнее время очень активен в информационном плане. То компания сообщает, что хочет привлечь иностранных инвесторов в свой новый проект. То заявляет о снижении капитальных вложений. То проводит обратный выкуп акций. Все эти события могут быть предвестниками большой сделки.
Подозрительная активность
Все лето «Новатэк» не сходит со страниц деловых СМИ. Вот одно из последних сообщений компании: производитель газа выкупил свои акции на сумму в 158 миллионов рублей. Деньги для такой компании копеечные. Хотя это только начало. Холдинг намерен провести бай-бэк в общей сложности на 600 миллионов долларов (около 40 миллиардов рублей по курсу). Но дело даже не в сумме.
Сам факт того, что компания проводит обратный выкуп, может свидетельствовать, что она посылает сигнал инвесторам. Ведь если организация готова тратить деньги на покупку своих бумаг, а это, как правило, происходит по завышенной цене, значит, она себя ценит, сама в себя верит. Такое самоудовлетворение может быть косвенным признаком большой сделки.
Кроме того, недавно корпорация объявила, что вдвое снижает свои капитальные вложения в разработку нефтяных залежей в Ямало-Ненецком округе. Объяснилось это тем, что «Новатэк» успешно ввел эти месторождения и быстро вышел на проектный уровень добычи. Но можно трактовать это и так, что компания собирает деньги на какие-то свои цели.
Баш на Баш или не Баш?
Крупный российский бизнес сейчас живет в ожидании главной сделки года. Это приватизация «Башнефти». За пакет в нефтяной компании государство планирует выручить в районе 300 миллиардов рублей. «Новатэк» до сего момента публично не интересовался контролем в «Башнефти». Хотя основной бенефициар компании Леонид Михельсон и ее совладелец
Геннадий Тимченко, по некоторым данным, получили предложение по покупке госпакета. Справедливости ради стоит сказать, что агент по сделке «ВТБ капитал» разослал такие предложения чуть ли не всем крупным российским бизнесменам.
Затем представитель «Новатэк», зампред правления Марк Джетвей сообщил, что компания не интересуется покупкой «Башнефти». «Что касается вопроса относительно наших планов по участию в приватизации «Башнефти», я думаю, в настоящее время мы не видим смысла в покупке», заявил топ-менеджер. Разумеется, это совсем не значит, что вопрос закрыт. В большом бизнесе слишком часто бывает, что компания опровергает те или иные планы, а затем неожиданно для всех все-таки претворяет их в жизнь.
Тем более что «Новатэк» - одна из немногих российских компаний, которой по силам потратить сотни миллиардов на такую покупку. В прошлом году на акционеров компании пришлось 135 миллиардов рублей прибыли. Неплохие показатели у производителя газа и в этом году. Кроме того, такому холдингу легко удастся привлечь необходимые средства на покупку у банка. Не говоря уже о том, что основной владелец компании Леонид Михельсон весной, по версии Форбс, стал самым богатым российским бизнесменом с состоянием почти в 14 с половиной миллиардов долларов.
Весь вечер на арене «гениальные бизнесмены»
Однако куда более вероятно, что «Новатэк» активничает в поисках денег на свой новый арктический проект. В июне Леонид Михельсон сообщил, что его нынешние партнеры – китайская «СиЭнПиСи» и французская «Тоталь», заинтересованы поучаствовать в «Арктик СПГ-2». Это мегапроект, предполагающий добычу и сжижение природного газа и стоящий десятки миллиардов долларов. Участие французов навевает мысли об очень успешной для акционеров «Новатэк» сделке пятилетней давности. Тогда, как писали СМИ, владельцы крупнейшего российского независимого производителя газа совершили многоходовку с куплей-продажей своих акций с участием Газпрома, и в итоге Михельсон и Тимченко заработали больше 800 миллионов долларов.
Оценить красоту схемы как раз помогла продажа пакета «Тоталь». Российские бизнесмены продали французам 12% «Новатэк» за 4 миллиарда долларов. При этом их доля в компании не изменилась, благодаря выкупу акций с дисконтом у Газпрома. Попробуем объяснить на простом примере. У вас 9 яблок, у партнера 1 яблоко. Партнер недорого продает вам свое яблоко, да еще и дает деньги в кредит на покупку. Параллельно вы продаете яблоко иностранцу, но уже по настоящей цене. Рассчитываетесь с партнером, дав ему заработать, остальную прибыль оставляете себе. Итог. Вы получили деньги от продажи яблока. При этом количество фруктов у вас не изменилось. Вуаля.
Впрочем, это дело прошлое. Сейчас такая многоходовка вряд ли может повториться, особенно в том виде, как она прошла 5 лет назад. Все операции шли через оффшоры, то есть мимо российского бюджета. Ныне в стране идет деоффшоризация, и за подобное по головке не поглядят. Но если верно предположение, что Леонид Михельсон готовит новую мегазатею, то нет сомнений, что она будет не менее красивая и изобретательная. А может быть и не будет ничего, жизнь покажет. Но забронировать места в зале цирка под названием «большой российский бизнес», наверное, стоит.
Что тебе снится, газовый холдинг?
Какие планы по поводу «Новатэк» вынашивает самый богатый россиянин Леонид Михельсон.