Как известно, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин назначил нового руководителя Следкома по Санкт-Петербургу Олега Бобкова. Озвучим версии, почему до него два года с приставкой и.о. питерским следствием руководила Марина Парастаева, но, несмотря на ряд громких дел, так и не дослужилась до полноценного статуса главы. И вспомним влиятельного нотариуса из 90-х Сергея Выменца, который, как кажется, в деле назначения Бобкова может занимать почетное место.
Александр Бастрыкин - уроженец Ленинграда, и всегда внимательно следит за родным городом. К примеру, ведет личный прием граждан, после обращения которых порой следуют жесткие оргвыводы в отношении рядовых следователей. А еще глава Следкома пристально мониторит сохранность памятников архитектуры Санкт-Петербурга — его вмешательство происходило уже десятки раз, хотя данные потенциальные преступления не входят напрямую в компетенцию СК. Тем удивительнее, что Петербург несколько лет обходится без полноценного руководителя следствия. Почему? И отчего «гревшая» это место Марина Парастаева не избавилась от приставки и.о.? Наконец, как изменится петербургский Следком при Олеге Бобкове? Некоторые ответы на эти вопросы сильно удивят или уведут в прошлое.
Фактор Выменца-младшего. И старшего
Начнем с последнего. Полковник юстиции Олег Бобков опять-таки назначен лишь и.о. руководителя Главного следственного управления Следственного комитета по Санкт-Петербургу. Сейчас ему 43 года, начинал в питерской транспортной прокуратуре, потом работал в следственных отделах Красногвардейского и Центрального районов, с 2021 года занимал пост заместителя главы Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ с дислокацией в Петербурге.
Издание «Компромат.групп» пишет: «Назначение Бобкова вышло неожиданным, но не слишком. Ясно, что у руководителя петербургского СК должно быть «ленинградское лицо». Олег Валерьевич, как карьерист, не был известен широкой публике, но был известен как человек, близко к сердцу принимающий просьбы различных высокопоставленных и авторитетных просителей. Виною всему его многолетняя крепкая дружба с Павлом Выменцом, чьим замом он, собственно, и являлся до недавнего высокого назначения. С Павлом Сергеевичем их связывает давняя дружба. Некоторые источники утверждают, что они с Бобковым вместе заканчивали одну альма-матер – Санкт-Петербургский университет МВД. Но если в отношении Выменца эта информация абсолютно правдива, то по поводу вуза, который заканчивал Бобков, информации нет даже в официальной справке о руководстве, вывешенной на сайте СК. Что скрывает Олег Валерьевич? Неизвестно».
Тут надо пояснить, кто такой Павел Выменец, малознакомый даже петербургскому современному читателю, зато обладающий в петербургских силовых кругах огромным авторитетом. Он 1979 г.р., потому близкая дружба по вузу с Бобковым 1980 г.р. вполне вероятна. Полковник юстиции Выменец из потомственной силовой семьи, а потому всегда имел протекцию, как говорят злые языки. Особенно его влияние было велико в 2004-2005 годах, когда он занимал должность прокурора отдела по надзору за следствием в органах прокуратуры г. Санкт-Петербурга. Должность, на которой можно при желании ломать судьбы следователей. Или, наоборот, поощрять их карьеру. С сентября 2022 года руководитель Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ.
Не будем верить на слово источникам в СК, но все же приведем такое мнение, как информацию к размышлению: «Влияние Выменца идет из семьи, он хорошо, даже близко знаком с Бастрыкиным, его отец, юрист, нотариус, профессор юриспруденции Сергей Павлович Выменец давний друг главы СК, учился с ним вместе на юрфаке ЛГУ, и вообще считается серым кардиналом при принятии кадровых решений в Следкоме и прокуратуре Петербурга и Северо-Запада. С Бобковом Выменца-младшего связывают как минимум приятельские отношения, они вместе поработали в транспортной прокуратуре и в Центральном районе. Так что назначение последнего на столь высокую должность не должно удивлять».
Корреспондент «Нашей версии» попытался узнать подробнее о профессиональных качествах Олега Бобкова от его бывших коллег по работе «на земле», в районах, но наткнулся на крайнее, даже подчеркнутое нежелание поведать хоть что-либо. А мимику к делу не пришьешь. В интернете тоже не найти громких раскрытий от нового главы питерского СК.
По определению коллег
Что касается 52-летней Марины Парастаевой, то она сейчас вернулась на должность первого заместителя руководителя СК по Петербургу. Эту позицию она занимала до 2021 года, еще когда шефом питерского СК был Александр Клаус, ныне первый заместитель Бастрыкина. Любопытно, что она генерал-майор юстиции, а ее новый шеф «всего лишь» полковник. И так бывает. Парастаева была и.о. руководителя целых два года, максимальный срок, после которого Бастрыкин должен был либо утвердить ее начальником, либо вынести новую кандидатуру. Он выбрал второе. Вот про Парастаеву источники как раз рассказывают охотно и легко: «Начинала с самых-самых низов, будучи секретарем Октябрьской районной прокуратуры. Потом поступила на юрфакт СПбГУ, была протекция с места работы. Ее кадровый лифт — трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение ладить с большими людьми, хотя в следственном деле, конечно, Марина Григорьевна далеко не ас. Но у нее и функции больше организационные, бумажные. Работала следователем в нескольких районах, а также зампрокурора Адмиралтейского района. В должности замруководителя СК по СПб с 2008 года. Конечно, она рассчитывала на должность после двух лет работы и.о. Но, как видим, не взбрыкнула, все ее возможные обиды остались под темною водой».
В сети можно встретить и крайне резкие обвинения Парастаевой в кумовстве, якобы ее родственники успешно устраиваются в полицию. Однако если племянник музыканта становится музыкантом, это же не коррупция? Впрочем, зависит от конкретных обстоятельств. Также некоторые граждане анонимно пишут, что на их обращения Парастаева устно отвечала грубо. Но в это верится с трудом, потому что глава СК корректное общение с заявителями в установленные сроки ставит чуть ли не во главу угла деятельности Следкома. Это имиджевый момент. А Парастаева по определению ее коллег - «верный служака».
Что касается известности, а с ним и аппаратного веса, то широкая общественность услышала о Марине Григорьевне в связи с громким делом профессора-историка Олега Соколова, который убил и расчленил свою аспирантку и любовницу. В 2020 году его приговорили к 12 годам лишения свободы. Тогда, когда шли апелляции и новые суды до 2022 года, Марине Парастаевой, человеку сугубо не публичному, пришлось давать комментарии прессе, что даже визуально давалось ей трудновато. А ведь на таком резонансном деле можно серьезно развить карьерный рост. Не вышло. А может, и не захотелось.
Клаус никуда не ушел?
Сейчас «на кухнях» силовики северной столицы часто обсуждают, закрепится ли Олег Бобков в роли полноценного главы СК. Версии строятся разные. Но с одной безусловной константой - «варяга» на должность ожидать не стоит. И, скорее всего, дается прогноз, Бастрыкин будет смотреть-оценивать Бобкова точно не меньше года. Бывший следователь прокуратуры Ленинграда и Петербурга Олег Иванов делится с корреспондентом «Нашей версии» неожиданным: «Конечно, человек, не связанный с Петербургом при Бастрыкине в местный Следком не зайдет — следствие ведут только ленинградцы. Не буду оценивать перспективы Олега Бобкова, скажу о другом. Почему-то, может просто от незнания, общественность не замечает, что полноценный руководитель у питерского Следкома имеется, причем, всем известный Александр Клаус, который в 2021 году был назначен первым зампредом федерального СК. Однако в Москву-то он не переехал! По-прежнему сидит себе в своем родном кабинете на набережной реки Мойки в главном здании питерского СК, а та же Марина Парастаева, говорят, с ним плотно советовалась по ключевым вопросам. В таком раскладе все становится на свои места — руководитель у невского СК есть, просто он в Петербурге в некотором статусе «смотрящего», простите за блатной сленг, но точнее не скажешь».
Кстати
Держать сотрудников в статусе и.о., возможно, просто фирменный стиль кадровой политики главы СК России Александра Бастрыкина. На данный момент в таком интересном положении сразу несколько руководителей региональных следственных управлений. А в Петербурге картина с и.о. присутствует и в пестуемой директором СК России — Санкт-Петербургской Академии следственного комитета. Там вместо ректора — исполняющий обязанности полковник юстиции Владимир Лобода. Как известно, предыдущий и.о., просидев в таком положении некоторое время, уволился так и не дождавшись заветного назначения.
Чтобы возглавить питерский СК Бобков припал к Выменцу
Какое участие в назначении нового главы питерского СК Олега Бобкова принял авторитетный профессор права Сергей Выменец.