Новый скандал в Росреестре по РТ: по версии следствия, сотрудница ведомства с помощью троих юристов за мелкий прайс бралась оформить любую государственную землю в частную собственность. И, надо сказать, в некоторых случаях преуспела. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online» в ходе судебного заседания, одна из участниц схемы уже полностью признала вину и получила условный срок.
ВЗЯЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ ВЗЯТКИ
Дело шайки махинаторов-регистраторов, чем-то напоминающую «аферу века» в Казани, рассматривается в нижнекамском городском суде. Среди подсудимых — трое юристов, которые вместе с сотрудницей Нижнекамского отдела Росреестра Людмилой Зайцевой, по версии следствия, незаконно оформляли принадлежащие исполкому района земельные участки в собственность частников. За свои услуги они, как говорится в обвинении, получили порядка 2,5 млн. рублей взяток, успев за 1,5 года бурной деятельности переписать почти 43 га земельных наделов.
Юрисконсульта ООО «Спецтранссервис» Альбину Шамсееву в наручниках в зал суда привел конвоир — с апреля нынешнего года она находится под стражей. Двое других — юрист ИП ЭКГАРД Нурия Савельева и начальник договорно-правового отдела СМУ-77 Артем Якимов — пока находятся под подпиской о невыезде. Обвинение выдвинуто также против новоиспеченных владельцев участка и жилого дома — Геннадия Губерова (самоуправство и дача взятки) и Андрея Кочетова (мошенничество).
В поле зрения полиции Шамсеева попала после того, как в полицию пришла одна из потерпевших. Еще в декабре прошлого года она обратилась к Якимову с просьбой помочь оформить на ее имя земельный участок в одном из сел Нижнекамского района площадью почти 8 га. Якимов, в свою очередь, обратился к своей знакомой Шамсеевой. Та, изучив имеющиеся документы, поняла: оформить законным образом участок на частника не получится, поскольку он принадлежит государству. Тогда Шамсеева предложила оформить отчуждение участка по фиктивным документам. Сама Шамсеева такую аферу вряд ли бы прокрутила, но она рассчитывала на помощь своей приятельницы — Зайцевой. Та уже несколько лет работала в Росреестре главным специалистом-экспертом. Так что Шамсеева вполне логично рассчитывала и на должностное положение приятельницы, и на ее личные знакомства с коллегами по управлению.
За свои услуги Зайцева запросила 100 тыс. рублей. Шамсеева же с обратившейся к Якимову женщины, по данным следствия, попросила гораздо больше — 1 млн. Согласившийся на участие в незаконной сделке Якимов должен был вести переговоры с женщиной и получить от нее все имеющиеся документы и деньги, Зайцева — подготовить поддельное свидетельство о праве собственности на землю, а Шамсеева — передать заявление и документы, в том числе фиктивное свидетельство, в отдел управления Росреестра. Разумеется, после получения всей суммы денег.
Всех троих взяли 11 марта нынешнего года после того, как Шамсеева получила от Якимова переданные потерпевшей 495 тыс. рублей. Спустя час она передала 50 тыс. рублей Зайцевой, которая за неделю до этого уже получила половину полагающейся ей за услуги суммы. Якимова взяли в селе Афанасово, куда он приехал, чтобы забрать документы у потерпевшей. В салоне его автомобиля, под передним сиденьем, полицейские обнаружили 450 тысяч рублей пятитысячными купюрами. В этот же день в здании многофункционального центра была задержана Шамсеева. Как рассказали на суде понятые, при задержании она вела себя крайне вызывающе, грубила и не собиралась демонстрировать содержимое своей сумки. Но потом все же выложила находящиеся там купюры. Там оказалось порядка 455 тыс. рублей. Как пояснила Шамсеева, эти деньги ей дал в долг Якимов...
ПОДДЕЛЬНЫЕ ПЕЧАТИ — ОТ ГОСОВЕТА ДО КАБМИНА ТАССР
На суде представитель обвинения ознакомил потерпевших и обвиняемых с шестью эпизодами. По версии следствия, схема везде была примерно одинакова. Якимов «подгонял» клиентов, Шамсеева разрабатывала план совершения преступления, обговаривала с Зайцевой сумму взятки и занималась подделкой документов. Зайцева тоже готовила поддельные документы, чтобы оформить дающие право собственности на землю свидетельство самой либо договорившись со своими коллегами по отделу. Кроме того, она консультировала свою приятельницу относительно деталей изготовления «липы» и подлежащих внесению в документ обязательных реквизитов. Менялись только площади земельных участков, их стоимость, размер взятки за услуги и места передачи денег.
Для подделки документов Зайцева на работе снимала копии подлинных документов, чтобы затем использовать их в качестве образцов для изготовления липовых. Шамсеевой пришлось заказать поддельные печати, чтобы проставить их на фиктивных документах. В частности, печать нижнекамского районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе, БТИ Нижнекамского района, протокольного сектора и даже секретариата Кабинета министров ТАССР. Поддельные документы, необходимые для получения свидетельства, Шамсеева печатала на обычной машинке. Именно так появилось на свет, к примеру, решение исполкома Нижнекамского горсовета, датированное июлем 1981 года, акт передачи земельной собственности 1996 года, постановление кабинета министров ТАССР от 25 июля 1992 года.
Самый дорогой участок, который пытались незаконно оттяпать у государства, стоит 222,5 млн. рублей. С просьбой оказать содействие в его регистрации на гаражный кооператив «Нефтехимик-74» к Шамсеевой в июне 2015 года обратился его председатель Абрамов. За «содействие» в оформлении участка площадью более 24 га в собственность кооператива с него запросили 300 тыс. рублей. Зайцева с Шамсеевой ударили по рукам и даже приготовили поддельные документы — акт о передаче земельной площади и постановление о передаче в собственность и предоставили документы в отдел Росреестра. Однако похитить 300 тыс. рублей у доверчивого Абрамова они не успели: были задержаны сотрудниками полиции.
А чуть раньше, в апреле 2015 года, тот же Абрамов, но уже в качестве председателя кооператива судоводителей-любителей маломерного флота «Волна» обратился к Савельевой (второй посредник в сделках) с просьбой посодействовать в оформлении участка в поселке Красный Ключ стоимостью почти 7 миллионов рублей. Помощь оценили в 330 тыс. рублей. И хотя участок принадлежал исполкому района, Абрамова обнадежили: дескать, все будет сделано законно. Вскоре после этого на машинке было напечатано решение исполкома Нижнекамского городского совета народных депутатов о передаче в собственность «Волны» земельного участка общей площадью 3,5 га, расположенного в километре от речного порта.
Спустя месяц после сдачи документов в отдел его сотрудники, введенные, как утверждает следствие, в заблуждение представленными документами, выдали «Волне» свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок. А полученные от Абрамова деньги Шамсеева и Савельева «использовали по своему усмотрению». В июле нынешнего года, когда уголовное дело было уже возбуждено, и был установлен факт незаконности регистрации этого участка, Абрамов отказался от приобретенной по подложным документам земли. В итоге общий материальный ущерб, нанесенный мошенниками, увеличился еще на 330 тысяч рублей.
Отказался от полученного незаконным путем участка и гражданин Халиков. Он первым, еще в ноябре 2014 года, обратился к Шамсеевой. Речь шла о содействии в регистрации принадлежащего исполкому района участка стоимостью 155 тысяч рублей в садоводческом товариществе «Дуслык». И опять-таки оформить этот участок на законных основаниях было невозможно, но Халикову об этом говорить не стали, содрав с него в качестве помощи за содействие 30 тысяч рублей и выдав фиктивное свидетельство на право собственности на землю. Правда, в июне, узнав о незаконности сделки, тот отказался от зарегистрированного на него участка...
ИЗ ПОТЕРПЕВШИХ — В ОБВИНЯЕМЫЕ
Не все фигуранты дела оказались в прямом смысле потерпевшими. Кое-кто из разряда потерпевших оказался на скамье подсудимых. Так на вчерашнем заседании суд заслушал показания Губерова и Кочетова. Первый хотел оформить в свою собственность жилой дом в селе Елантово, который он, по его словам, купил у хозяйки еще 18 лет назад за 11 тыс. рублей, но не смог оформить должным образом. Сейчас законные наследницы после смерти матери потребовали у него выплатить им 350 тыс. рублей.
Шамсеева знала, что оформить дом на Губерова не получится ввиду отсутствия правоустанавливающих документов. О чем, собственно, она и сообщила клиенту, предложив пойти другим путем — изготовить фиктивные документы за денежное вознаграждение в сумме 130 тыс. рублей, 50 из которых должны были пойти Зайцевой. Губеров согласился, и в начале этого года Шамсеева составила поддельный договор купли-продажи дома с печатью и штампом БТИ, согласно которому Губеров его якобы приобрел в августе 1997 года за 5 млн. рублей. Этот договор позволил получить Губерову в феврале нынешнего года заветное свидетельство о регистрации на свое имя. А законным наследникам, претендовавшим на этот дом, был нанесен материальный ущерб в сумме 228 тыс. рублей.
На суде Губеров отказался от данных во время предварительного следствия показаний: мол, понятия не имел, что сделка незаконная, он просто обратился за помощью к юристу и думал, что с юридической точки зрения все будет нормально. А что касается существенных расхождений в показаниях, «это следователь придумал», он только отвечал на его вопросы. Представитель обвинения попытался было узнать, почему же в таком случае Губеров подписал показания, но тут вмещалась защита: дескать, если обвинение позволяет себе давить на обвиняемого во время суда, то почему следователь с дежурным адвокатом не могли давить так же? Губерова обвиняют по двум статьям — самоуправство и дача взятки.
Обвиняемый Кочетов обратился к Шамсиевой за содействием в регистрации на его имя земельного участка в Сухаревском сельском поселении. По версии следствия, его также проинформировали о невозможности заключения сделки на законных основаниях и предложили изготовить поддельные официальные документы за 564 тыс. рублей. Из них 100 тыс. рублей полагалось Зайцевой. В итоге, 14 га земли для сельскохозяйственного производства были зарегистрированы на имя Кочетова. Сейчас он обвиняется в мошенничестве. Однако свою вину не признал.
МОШЕННИЦА ОТДЕЛАЛАСЬ УСЛОВНЫМ СРОКОМ
Следствие полагает, что верховодили в этой шайке-лейке обе дамы на паритетных правах — и Шамсеева, и Зайцева. Хотя по размерам вознаграждений, перепадавших сотруднице Росреестра, такой вывод сделать сложно. «Черному регистратору» Зайцевой перепадали со сделок лишь скромные 100 тыс. Отметим, что она заключила с прокурором досудебное соглашение о сотрудничестве и всячески содействовала ходу следствия, поэтому ее дело выделили в отдельное производство и на прошлой неделе уже вынесли вердикт. Ее приговорили к 3,5 годам лишения свободы условно за мошенничество, изготовление поддельных документов, печатей и бланков, самоуправство.
Кстати, Зайцева была очень возмущена присутствием прессы на заседании: «Я человек, который на виду, поэтому не надо меня снимать!»
В своем последнем слове она раскаялась, вину признала полностью и попросила смягчить наказание. Ей дан испытательный срок 3 года, до вступления приговора в силу она находится под подпиской о невыезде, арест с двух автомобилей — «Лада» и «Мазда» — снят, штраф судья назначать не стал.
Остается только удивляться, как вообще столь грубые махинации стала возможны. В любом случае руководителю Росреестра по РТ Айрату Зяббарову стоит внимательно изучить этот кейс. Следующее заседание состоится предварительно 26 октября.
Дело «черных регистраторов»: как в нижнекамском Росреестре торговали липой
43 га на сотни миллионов едва не уплыли из госсобственности по фальшивым документам — подделывались даже решения кабмина ТАССР.