Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, в окончательной редакции ГСУ СКР по Москве предъявило Алексею Монину обвинения по части 3 статьи 286 УК РФ (превышение полномочий). После того, как он ознакомился с материалами расследования, прокуратура столицы утвердила обвинительное заключение и направила дело на рассмотрение в Тверской суд Москвы. Дата предварительных слушаний пока не назначена.
Сейчас Монин занимает должность эксперта группы расследований регионального отдела Управления экономической безопасности Департамента безопасности банка ВТБ-24, а следователей заинтересовали события времен, когда он работал в правоохранительной системе.
По версии ГСУ СКР, Монин, состоя в должности следователя по особо важным делам СК при МВД РФ, в 2007 году принял решение "о совершении действий, явно выходящих за пределы его полномочий, — не имея на то законных оснований, вынес постановление об уничтожении вещественных доказательств (кофейной продукции ООО "Дельфранж").
Как полагает следствие, "в результате своих незаконных действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, Монин А.М. существенно нарушил права и законные интересы ООО "Дельфранж" и охраняемые законом интересы государства и общества, создав условия для совершения преступления, предусмотренного ч.4. ст.159 УК РФ (хищения кофейной продукции). Кроме того, "в результате незаконных действий Монина наступили тяжкие последствия в виде хищения продукции, принадлежащей ООО "Дельфранж" и в виде причинения ООО "Дельфранж" имущественного ущерба в особо крупном размере".
За сухим текстом обвинения кроется громкая история о том, как сотрудники МВД РФ вначале изъяли у бизнесмена Николая Куделко партию кофе, а потом вся она была реализована. Хотя в документах МВД РФ значилось, будто кофе уничтожен на специальном полигоне.
По версии самого Куделко, в 2006 году к нему в офис нагрянула с проверкой группа сотрудников 28-го отделения ДЭБ МВД РФ, которые принялась изымать документацию и компьютеры. Из-за этого деятельность фирмы могла быть полностью парализована. Тогда один из оперативников предложил "решить проблему" за $50 тыс. В ходе переговоров сумму удалось снизить до $25 тыс. После уплаты денег проверка прекратилась. Однако вскоре Куделко ждали еще большие неприятности. Сотрудники ДЭБ изъяли весь находившийся на складах товар (партию кофе) стоимостью $3 млн. Сделано это было под предлогом того, что у сотрудников МВД появились подозрения, будто напиток поддельный.
По словам бизнесмена, на этот раз за возврат кофе у него потребовали $500 тыс. В переговорах активное участие принимал один из руководителей ООО "Фирма транзит север-юг" Андрей Набиуллин, представлявшийся близким другом сотрудников ДЭБ. Именно в это ООО был передан для хранения, изъятый у Куделко товар.
Как указал в своем заявлении Куделко, значительная часть финансовых переговоров с сотрудниками ДЭБ МВД РФ велась в столичном ресторане "Помидор". А оперативники во время беседы постоянно отходили в сторону и советовались с несколькими своими "старшими" коллегами, периодически подходившими к ресторану. В результате бизнесмен передал представителям ДЭБ $160 тыс. Однако кофе ему так и не вернули. Более того, изъятый у бизнесмена кофе появился в продаже (позже в материалах дела значилось, что кофе якобы уничтожили). Поняв, что его обманули, Куделко пригрозил поднять большую шумиху.
Оперативники поняли, что бизнесмен не успокоится. Тогда Следственный комитет при МВД РФ возбудил в отношении коммерсанта уголовное дело по статьям УК РФ 171 (незаконное предпринимательство) и 180 (незаконное использование чужого товарного знака). А следователь Монин вынес постановление об уничтожении конфискованной партии кофе, который к тому времени, как установило следствие, уже вовсю продавался. Потом были оформлены бумаги о том, что весь напиток якобы уничтожен. Куделко и вовсе арестовали, а Видновский суд приговорил его к шести годам тюрьмы. Позже срок снизили до четырех лет.
В 2010 году бизнесмен вышел на свободу и начал писать заявления в разные инстанции. Также у Куделко сохранились записи всех переговоров с сотрудниками ДЭБ МВД РФ, которые он вел втайне от собеседников. И вскоре этой историей заинтересовались правоохранительные органы. Однако к ответственности они долгое время привлекали лишь "пешек". Например, понятого, участвовавшего в изъятие кофе, и бывших сотрудников ГИБДД, помогавших оформлять документы на изъятый (а потом проданный) у Куделко грузовик.
Расследование сдвинулось с "мертвой точки", когда Куделко побывал на личном приеме у главы СКР Александра Бастрыкина, где подробно изложил произошедшие с ним события. После этого Бастрыкин взял расследование под личный контроль, а материалы принял в свое производство 3-й отдел ГСУ СК РФ по Москве, специализирующийся на раскрытии преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов.
В рамках расследования по заявлению Куделко уже осужден бывший сотрудник ДЭБ МВД РФ Вячеслав Денисов и бизнесмен Андрей Набиуллин. А на допросах побывала большая группа бывших сотрудников ДЭБ, занимающих сейчас разные должности: начальник службы безопасности Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" Владимир Орлов, который является сыном губернатора Владимирской области Светланы Орловой, начальник УВД на Московском метрополитене Игорь Божков и заместитель начальника полиции 4-го управления МВД РФ Дмитрий Киричков.
Дело о похищенном силовиками конфискате снова в суде
Прокуратура передала в суд дело в отношении бывшего следователя СК при МВД РФ Алексея Монина, который сейчас работает в службе безопасности банка "ВТБ 24". По версии следствия, он причастен к хищению конфиската — продукции, изымавшейся правоохранительными органами у бизнесменов, которая позже сбывалась через подконтрольные силовиками фирмы.