Похоже, "отдуваться" за средства по кредитам "Газпромбанка" для "Мечела" пришлось одному Вадиму Варшавскому, а Игорь Зюзин, когда-то управлявший одним из его активов, оказался "не при делах".
ГК "Мечел" Игоря Зюзина и принадлежащий ей "Челябинский металлургический комбинат" (ЧМК) заключили с Газпромбанком мировое соглашение о реструктуризации задолженности в $320 млн перед этой кредитной организацией. Речь идет о траншах еще от 2010 года.
Можно порадоваться за господина Зюзина и его компанию, которую еще несколько лет назад называли настоящим "зомби" на рынке металлургии. Дышавшая на ладан структура смогла справиться со значительной частью своих финансовых проблем, хотя ей предрекали полный крах.
Однако, остается вопрос - а куда все-таки пошли деньги, которые в итоге пытался взыскать "Газпромбанк"? Поговаривают, что часть средств могла быть выведена через "Златоустовский металлургический завод" (ЗМЗ) ныне сидящего за решеткой Вадима Варшавского. Кроме того, часть средств могла "раствориться" в кредитах, которые ЧМК невесть зачем предоставило другим структурам Зюзина.
В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.
И "Газпромбанк", и "Мечел" не скрывают своего удовлетворения. Согласно соглашению, в течение двух лет металлургический холдинг должен выплатить 11 млрд рублей "на комфортных для обеих сторон условиях", а часть долга будет просто списана.
Поругались, пожали руки
Между тем, "Газпромбанк" кредитовал "Мечел" не напрямую. Речь шла о трех кредитных траншах по договору ЧМК и иностранных банков от 2010 года. Тогда ГПБ через французский BNP Paribas Bank профинансировал ЧМК на $219 млн. "Мечел" выступил поручителем по кредиту. Но когда пришло время платить по счетам, денег у структур олигарха почему-от не оказалось.
Как сообщили у самого Зюзина, деньги нужны были на строительство рельсобалочного стала на ЧМК. А кроме вышеназванного соглашения с ГПБ, деньги брались и напрямую у вышеназванного французского банка (в размере 102 млн евро) и банка Unicredit ($89,2 млн).
Что касается текущей ситуации, выплатить долги "Мечел" должен был до 2019 года. Однако, на фоне непростой экономической ситуации в холдинге платежи прекратились уже в 2014 году. После этого стороны вступили в конфликт. Среди прочего, "Мечел" пытался привлечь к субсидиарной ответственности BNP Paribas, но безуспешно.
В апреле 2023 года ГПБ подал иск взыскании задолженности. Вместе с процентами и неустойками вышло $244 млн., общий же долг составил свыше $300 млн. Летом суд удовлетворил требования банка, но команда Зюзина подала в апелляцию. В итоге сторонам удалось договориться.
Вали на Варшавского
Куда могли уйти деньги, полученные по всем этим кредитам - хороший вопрос. По нашей информации, ситуация может быть связана с бизнес-отношениями между "Мечелом" и структурами бывшего депутата Госдумы Вадима Варшавского.
Одним из основных активов Вадима Варшавского являлся "Злоатоустовский металлургический завод" (ЗМЗ). В 2021 году бизнесмена признали виновным в особо крупном мошенничестве и приговорили к семи годам лишения свободы. Как удалось установить, еще в 2012 году он похитил у банка "Петрокоммерц" 2,8 млрд рублей кредитных средств, выделенных на развитие ЗМЗ. При этом защита Варшавского пыталась доказать, что он выступил лишь поручителем по кредиту, который якобы был проведен только по документам с целью улучшения финансовой отчетности банка.
После перечисления 2,8 млрд рублей деньги вывели на счет челябинской компании "Металлург-Траст", а оттуда на счета офшорной структуры Masterking Trading.
Причем же здесь "Мечел", ЧМЗ и Игорь Зюзин? Дело в том, что еще в 2009 году, как раз перед этими событиями, ЗМЗ Варшавского был переведен в управление именно "Мечела" Игоря Зюзина. В рамках соглашения о партнерстве с ЗМЗ и областными властями Челябинский металлургический комбинат должен был поставлять на завод сырье по фиксированным ценам.
Напомним, что решение подключить Зюзина к спасению ЗМЗ, оказавшегося на грани краха, было принято после совещания у Владимира Путина, который тогда занимал пост Премьер-министра. Аналогичное совещание годом ранее Зюзин пропустил по болезни - как раз тогда произошел знаменитый эпизод, когда Путин пообещал вызвать металлургу доктора.
В случае с ЗМЗ аналитики предполагали, что прямой выгоды из партнерства "Мечел" не извлечет. В чем тогда плюсы для Зюзина? Ведь поверить, что он просто так ринулся на поддержку Варшавского трудно. По словам инсайдеров, судя по всему, между структурами Зюзина и Варшавского должен был произойти денежный "размен" с выгодой для обоих - как раз с привлечением кредита от "Петрокоммерц". Если это правда, похоже, что-то пошло не так. Часть средств по кредитам "Мечела" могла быть выведена через ЗМЗ. А в итоге всех "собак" спустили на Варшавского.
Это лишь версия. Но ведь партнерство Зюзина и Варшавского этим не ограничилось. Среди прочего, в 2011 году, как раз перед началом истории Мечела и ГПБ Игорь Зюзин инвестировал в "Ростовский электрометаллургический завод", как и ЗМЗ, входивший в группу "Эстара" Варшавского.
При этом "Мечел" итак мог быть связан с владельцами "Эстара". Панамскому офшору Carmenvalley, владевшему "Волгоградским заводом труб малого диаметра" (ВЗТМД, входил в "Эстар"), в 2008-2009 годах принадлежала доля в связанном с "Мечелом" Углеметбанке. Бенефициаром ряда других офшоров - владельцев компаний "Эстара" выступал Дмитрий Чикишев. Его тезка в 2009–2011 годах возглавлял правовой департамент "НК Инвест", а до и после работал в "Мечеле".
Кроме того, известно, что в этот же период "Мечел" купил сразу четыре предприятия Варшавского - ДЭМЗ, британский завод Invicta, трейдера Cognor и лосомборщика "Ломпром Ростов". Сам же Варшавский утверждал, на структуры "Мечела" переоформили гораздо больше активов.
Как позже говорил владелец волгоградского завода "Красный Октябрь" Дмитрий Герасименко, купивший в 2013 году имущество ЗМЗ, он договаривался о сделке с топ-менеджерами "Мечела", в том числе, персонально с Зюзиным.
В свете вышесказанного, можно предположить, что если Зюзин участвовал в махинациях, то к тому моменту мог быть в этом далеко не на первых ролях. На эти мысли наводит и то, что после перехода ЗМЗ и других активов в управление структур "Мечела", господин Варшавский работал из зюзинского офиса, и даже получил корпоративную сим-карту.
В итоге, как известно, Варшавский смог вернуть свои активы. А после утверждал, что именно Зюзин виноват в его бедах. И даже если бывший депутат Госдумы не святой, роль хозяина Мечела в этой истории остается неоднозначной - что если Варшавский выступил "козлом отпущения"?
От ЧМЗ денег не дождешься
Сегодня это дела минувших дней. Повторимся, отдать долги банкам Зюзин должен был в 2019 году, но разбирательства продолжались следующие несколько лет. Уже в двадцатых годах странное стало происходить и на "Челябинском металлургическом комбинате". В 2021 году, а перед началом основных судебных баталий с кредиторами, "Мечел" вывел с ЧМЗ 67 млрд рублей в пользу материнской компании. Об этом писала "Правда УрФО".
Для чего это было сделано, до сих пор остается загадкой. Не менее интересно и то, что в 2022 году ЧМЗ подписал несколько кредитных договоров с другой "дочкой" холдинга Игоря Зюзина - компанией "Мечел-БизнесСервис". Причем на исполнение условий договоров последней было дано лишь пару дней. Сегодня убытки "Мечел-БизнесСервис" по итогам 2022 года превысили 65 млн рублей.
На тот момент ЧМЗ был буквально завален исками от контрагентов. От одной только компании "Уралдомноремонт-Екатеринбург" поступило порядка 20 исков в суд по поводу оплату услуг ремонта доменных печей предприятия. При этом большая часть требований ограничивалась несколькими сотнями рублей.
Судя по всему, господин Зюзин ведет какую-то свою игру, целью которой может быть пустить пыль в глаза множеству кредиторов на фоне главной договоренности с ГПБ. Глава "Газпрома", которому принадлежит банк, Алексей Миллер, должен понимать, что действия Зюзин можно расценить, как непрозрачные и нелогичные. Но нелогичные с точки зрения нормально функционирующего бизнеса.
Похоже, счастливая звезда, наконец-то, улыбнулась Зюзину, который-таки смог вывести "Мечел" из-под угрозы полного развала. Только какими средствами это было сделано, и действительно ли текущая реструктуризация позволит вернуть бюджетные деньги (ведь "Газпромбанк" принадлежит государству)? Пока что этот вопрос окончательно не закрыт.
Деньги Газпромбанка Зюзин сплавил Варшавскому
Кредиты "Мечела" растворились в подконтрольных бизнесмену структурах.