Совместная с «Волгоградским металлургическим комбинатом «Красный Октябрь» работа по выплавке спецсталей приблизила банкротство для «Златоустовского металлургического комбината». ЗЭМЗ обязан заплатить аффилированному предприятию более 4 миллиардов рублей за сталь, которую произвели из его же материалов. Арбитражные управляющие сталелитейных заводов заявляют, что в рамках их совместной деятельности, которую вполне могли курировать менеджеры «Уралвагонзавода», с баланса предприятий исчезли десятки миллиардов рублей. Часть денег через оффшорные компании перечисляли одному из бизнесменов, который в дальнейшем был объявлен в международный розыск из-за махинаций с деньгами ВТБ. В настоящее время метзаводы работают в убыток и не могут рассчитаться с долгами, а чиновники из Челябинской области в открытую заявляют о планах по проведению «контролируемого банкротства ЗЭМЗ». Для перевода активов уже зарегистрировали новое юрлицо со схожим названием, и в качестве официальной версии оправдывающие эту схему ведения бизнеса в правительстве региона называют сохранение рабочих мест для более чем 2 тысяч жителей Златоуста и окрестностей.
Арбитражный суд Челябинской области должен решить дальнейшую судьбу АО «Златоустовский электрометаллургический завод», на котором в настоящее время трудится более 2 тысяч жителей Южного Урала. На предприятии, объединенном в сталелитейную группу с АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» (ВМК «Красный Октябрь»), в мае 2019 года была введена процедура наблюдения.
Суд, уточним, уже неоднократно откладывал рассмотрение отчета временного управляющего Николая Касимовского об итогах работы завода и перспективах выплаты миллиардных долгов кредиторам.
По итогам работы в 2019 году ЗЭМЗ отчитался о получении чистого убытка в 204 млн рублей, что более чем в 11 раз хуже показателя годом ранее. Последний раз завод отработал год с прибылью аж в 2017 году – тогда речь шла о 737 млн рублей. На начало 2020 года размер долгосрочных обязательств превышал 7,5 млрд рублей, а также предприятие имеет задолженность по налогам и сборам в 95 млн рублей.
В июне 2020 долговой портфель златоустовского предприятия существенно вырос. Конкурсный управляющий АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» Сергей Харченко в рамках процедуры банкротства метзавода добился признания недействительной сделки, заключенной в июле 2018 года. ВМК переработал поставленное ЗЭМЗ сырье и передал заказчику готовую продукцию в общей сложности на 4,2 млн рублей. Завод из Челябинской области заплатил аффилированной компании лишь часть суммы – 1,088 млрд.
По решению суда эту сделку признали недействительной, обязав ЗЭМЗ выплатить «Красному Октябрю» полную стоимость продукции, несмотря на то, что делали ее из сырья метзавода. ЗЭМЗ же получил право включить в реестр кредиторов в рамках банкротства волгоградского предприятия долг в 1,088 млрд. Решение суда в силу еще не вступило, но будут ли его оспаривать, пока не известно – конкурсный управляющий ЗЭМЗ даже не явился на процесс.
Ранее участники рынка сообщали, что владельцы ЗЭМЗ пытаются провести управляемое банкротство, «чтобы впоследствии вывести активы на новое юрлицо». Компания «Антр-Актив» даже пыталась доказать в суде, что задолженность предприятия перед «Линга ТД» (инициатор банкротства) была создана искусственно, после проведения, вероятно, мнимых сделок между аффилированными активами ВМК «Красный Октябрь». Однако суд отклонил доводы о близкой взаимосвязи структур, перепродававших долги.
Между тем власти Челябинской области заявляли, что для сохранения коллектива будет создано ООО «Златоустовский металлургический завод» (ЗМЗ), на которое переведут производственные активы и трудоустроят персонал. После регистрации юрлица генеральным директором назначен бывший руководитель ВМК «Красный Октябрь» Игорь Сизов, работавший там вплоть до введения процедуры банкротства. Владельцем компании значится АО «Развитие промышленности» Валерия Ковалева – его связывают с Павлом Кротовым, который якобы выкупил группу сталелитейных заводов. В настоящее время в новом юрлице числятся лишь два сотрудника.
Напомним, официально ВМЗ «Красный Октябрь» и ЗЭМЗ продолжительное время через оффшорные компании принадлежали Дмитрию Герасименко. Последний в ноябре 2018 года передал актив Павлу Кротову. Между тем сам Герасименко, который объявлен в международный розыск из-за «пропавшего» кредита ВТБ на $65 млн, заявлял, что к бизнесу его привлекли менеджеры «Уралвагонзавода». Госкорпорация по просьбе региональных и федеральных властей занималась так называемым «спасением предприятий, которые выплавляют специальные, в том числе бронированные, стали».
В подтверждение этому дочерняя структура «Уралвагонзавода» – ЗАО «УБТ-УВЗ» (оба входят в ГК «Ростех») выступала поручителем по одному из кредитов завода, а экс-директор УВЗ Олег Сиенко по доверенности от «Ростеха» представлял интересы «Красного Октября» в суде. «В настоящее время, хотя активы и находятся в процедуре банкротства, производственным процессом на заводах по-прежнему занимаются представители «Ростеха». Они и по спецтематике работают по-прежнему», – рассуждает собеседник «Правды УрФО», знакомый со спецификой деятельности обоих предприятий.
В настоящее время конкурсный управляющий ВМК пытается оспорить и другие сделки, которые проводились внутри группы ЗЭМЗ-ВМК. Например, выяснилось, что со счетов комбината через Boonvision Limited в пользу Герасименко вывели более 9,6 млн евро. В адрес АО «Торговый дом Металлургический завод «Красный Октябрь» перевели еще более 28 млрд рублей.
В настоящее время суд рассматривает возможность признания сделок ничтожными, однако вернуть деньги вряд ли получится. Торговый дом, через который велась реализация продукции, признан банкротом, несмотря на многомиллиардные вливания.
Деньги из Златоуста уходили в офшоры
С баланса связанных с «Ростехом» заводов исчезло 28 миллиардов. Участники рынка говорят об управляемом банкротстве.