Депутат просит МИД проверить, кому принадлежит Форт-Росс
Михаил Дегтярев считает, что американский штат незаконно стал владельцем бывших российских территорий на Тихоокеанской побережье.
Зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР) направил запрос (имеется в распоряжении «Известий») в МИД России с просьбой разъяснить статус земель бывшего русского поселения в Калифорнии и определить законность их сегодняшнего нахождения в составе Соединенных Штатов. По мнению законодателя, договор о продаже данного участка в середине XIX века не был выполнен со стороны покупателя и все последующие сделки по перепродаже и разделению участка являются неправомерными, а Россия по прежнему имеет основания считать территории Форт-Росс своими.
Форт-Росс был основан в 1812 году на северном побережье сегодняшней Калифорнии. Основателем поселения стала полугосударственная колониально-торговая Российско-американская компания, созданная под покровительством императорского дома. Российские территории простирались на несколько десятков километров вдоль побережья.
Среди прочего, в 30 км от Форт-Росс действовал порт Румянцев, который располагался в одноименном заливе. В 10 км от поселения находилась река Славянка, ныне называющаяся Рашен Ривер (Русская Река). К югу от Форт-Росс были основаны три крупных поселения — Костромитиновское, Черных и Хлебниковские равнины.
Изучив условия сделки о продаже Форт-Росс в 1841 году, Дегтярев допустил возможность возникновения территориального спора между Россией и США.
— Вся история американских отношений в сфере построения государства и завладения землей и имуществом — это убийства, грабежи и террор. Но мы не индейцы, которых американцы выселили. Мы русские и просто хотим получить деньги за свою землю по закону. Форт-Росс является российской собственностью, сделка по его продаже ничтожна, и ее детали покрыты мраком, — заявил «Известиям» Дегтярев. — Если расследование выявит нарушения ее законности, то нам надо обратиться в Высший арбитражный суд, с тем чтобы вернуть свою землю и поставить там систему «Искандер». Следующая сделка, которую нужно проанализировать, — это ситуация с Аляской.
В МИД РФ «Известиям» сообщили, что депутатский запрос в соответствии с законом будет рассмотрен и ответ будет дан в течение 30 дней.
В 1839 году ввиду убыточности поселения Российско-американской компанией было принято решение о продаже Форт-Росс и прилегающих территорий. В 1841 году был подписан договор о продаже Форт-Росс швейцарскому авантюристу с мексиканским паспортом Джону Саттеру за 42,8 тыс. рублей серебром. Выплатив порядка нескольких тысяч рублей, по свидетельствам тогдашнего государственного инспектора Головина, Саттер не выполнил условия договора и остался должен России основную сумму — 37,5 тыс. рублей.
В дальнейшем Форт-Росс и прилегающие бывшие русские территории неизвестно на каком основании продавались, сдавались в аренду, перепродавались, делились на несколько участков, пока в итоге в 1906 году их не приобрел штат Калифорния.
Настоящее имя Саттера до приезда на континент — Иоганн Август Зуттер. Австрийский писатель Стефан Цвейг, изучавший личность Зуттера, описал его в своей книге так: «Банкрот, вор, аферист, он, недолго думая, бросил на произвол судьбы жену и троих детей, по подложному документу добыл в Париже немного денег, и вот он уже на пути к новой жизни».
Профессор ПСТГУ, доктор исторических наук Сергей Волков рассказал «Известиям», что Форт-Росс когда-то имел такой же статус, как и Аляска.
— Мотивы создания этого поселения сходны с причинами, побудившими создавать поселения на Аляске. Свой морской торговый порт как точка опоры, торговая фактория был необходим. Однако с учетом технических возможностей связи в те времена это было поспешным шагом, поскольку коммуницирование было крайне сложным, что и стало причиной последующей продажи территории, — рассказал он. — Но как осуществлялась сделка, какие документы сохранились и были ли выплачены все деньги, известно весьма туманно.
Председатель политической партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин заявил «Известиям», что в подобных вопросах не может быть понятия срока давности.
— Мы поддерживаем справедливые попытки разобраться в данной ситуации, поскольку если речь идет о правомерности продажи государственных территорий, то срока давности не существует. Сейчас очень важно прояснить все детали этой сделки, чтобы всё было по закону. И это не единственное белое пятно в подобных международных сделках, — сказал он.