Почему 2022 год оказался подходящим временем для сделок и как бизнесмен собирается окупать вложения, разбирался Forbes.
31 октября 2022 года пять топ-менеджеров АФК «Система» настроили компьютеры на режим видеоконференции. Через некоторое время по видеосвязи к ним подключился владелец норвежской гостиничной группы Wenaas Ларс Венаас, вспоминает президент входящей в АФК Cosmos Hotel Group Александр Биба. «Я был в это время по делам в Турции, — говорит он, — И участвовал в разговоре оттуда».
Вопрос обсуждался судьбоносный. Wenaas собиралась продать российскую часть своего бизнеса: десять гостиниц в Санкт-Петербурге, в Москве, Мурманске и Екатеринбурге. Отели заметные и стоящие в бойких местах: на Невском проспекте, в Пулково, в Шереметьево. Сеть работает под брендом Park Inn by Radisson и управляет почти 4000 номеров. Общению на высшем уровне предшествовало много разговоров «на личных контактах», как говорит Биба, потому что «кто-то работал у них, а потом у нас, кто-то работал у нас, а потом — у них». Когда переговоры вошли в активную фазу, к ним подключился курировавший сделку президент «Системы» Тагир Ситдеков. А уже 9 марта 2023 года она была завершена по цене €200 млн.
Cosmos «Системы»
В норвежской Wenaas не объясняют причину продажи российских активов. В их сообщении для прессы, которое цитирует норвежская газета Finansavisen, говорится только, что происходящее — «печальный конец более, чем пятнадцатилетнего присутствия в России с хорошими операционными результатами и замечательными сотрудниками, которые проявляли высокую лояльность и усердно трудились».
Большая команда Cosmos и «Системы» провела технический и финансовый аудит отелей. У российской части норвежской сети маржинальность по EBITDA «составляла до 50%, бизнес был эффективный, хорошо управляемый, интересный как с точки зрения недвижимости, так и по финансовым, имиджевым показателям», перечисляет Биба.
До сделки в портфель Cosmos входили 24 отеля — это и собственные гостиницы, и находящиеся под управлением. В 2021 году, когда антиковидные ограничения стали сниматься, Cosmos показала рост выручки на 59,5% до 4 млрд рублей, а рентабельность по скорректированной OIBDA составила 7,4% (результатов 2022 года пока нет).
Станислав Ивашкевич, управляющий партнер Ivashkevich Hospitality считает, что в Cosmos Group «знают рынок, знают этот продукт на 100%, поэтому никаких сюрпризов для них в этом приобретении не будет». Ивашкевич напоминает, что у Cosmos есть опыт работы с принадлежащей ей огромной гостиницей «Космос», и он пригодится в управлении большими отелями вроде питерской «Прибалтийской» с ее 1178 номерами. «Они едва ли не единственные в стране, кто умеет работать с сетями таких гостиниц, — говорит он, — Если не считать компаний, которые, например, управляют отдельно стоящей гостиницей «Измайлово»». После сделки Cosmos будет первой или второй сетью в России, — прикидывает Ивашкевич, — Смотря как считать — по площадям или номерному фонду. Мне кажется, у них будет самое большое на рынке количество номеров».
Деньги из машины
Почему корпорация совершает покупки на рынке, который никак нельзя назвать растущим? «Система» уже давно действует подобным образом. Как формулирует эксперт «БКС Экспресс» Игорь Галактионов, АФК — это «финансовый холдинг, инвестирующий в предприятия из разных секторов на стадии роста и монетизирующий их через IPO на стадии зрелости. Отдельные качественные активы компания оставляет в своем портфеле, превращая их в «кэш-машины», выплачивающие щедрые дивиденды».
Константин Белов, старший аналитик банка «Синара» приводит примеры, как крупные по стоимости активы «Системы» поддерживают ее развитие. «Во-первых, МТС, которая даже в нынешних условиях не очень сильно теряет выручку», — говорит он. Компания работает на российский рынок, перечисляет Белов, у нее нет больших проблем из-за скачков курса рубля, как бывает у экспортеров или из-за санкций. По словам Белова, падает часть роуминговых поступлений, но основные — от связи B2C, на которой люди не сильно экономят даже при падении доходов — сохраняются: это стабильный бизнес, с прибылью, который может финансировать «Систему» за счет своих «иногда очень щедрых» дивидендов. «Во-вторых — Ozon, который впервые показал по результатам второго и третьего кварталов 2022 года рентабельность на уровне EBITDA и находится в сегменте, который даже при всех проблемах в экономике продолжает расти», — отмечает аналитик.
Банки, рыба, красота
Как объясняет Forbes попросивший об анонимности менеджер корпорации, в месяц у них одновременно анализируются десятки кейсов самых разных активов на самых разных рынках. В 2020-х АФК живо интересовалась, например, банковским сектором. В октябре 2020 года, когда Олег Тиньков прервал переговоры о покупке «Яндексом» за $5,5 млрд его TCS Group Holding (группы «Тинькофф»), он признавался, что рассматривал также предложение МТС Банка, принадлежащего мобильному оператору МТС.
Тем временем Евтушенков был уверен, что цена даже самого по себе МТС Банка приближалась к $1 млрд — принятой в «Системе» целевой сумме для предложения актива инвесторам. Не прошло и года, как в июне 2021-го владелец «Системы» рассказал, что «обсуждается идея сделать IPO этого банка в следующем [2022] году». Размещение МТС Банка до сих пор не состоялось, но в январе 2022 года он претендовал еще и на принадлежащий чешской инвестгруппе PPF банк «Хоум Кредит». Эта сделка тоже не срослась. «Не сошлись в цене», — объясняет Forbes менеджер «Системы».
Тем не менее, входящая в АФК компания купила-таки один банк: в мае 2021 года Ozon приобрел у Совкомбанка за 615 млн рублей небольшой «Оней-банк» и переименовал его в Озон-банк: финансовые услуги требовались продавцам, работающим на маркетплейсе интернет-ретейлера.
«Система» претендует и на активы косметической группы Natura Siberica покойного Андрея Трубникова. Один из наследников предпринимателя оценивал ее для Forbes в $100 млн. В августе 2021 года стало известно, что на фоне конфликта многочисленных наследников о покупке компании договаривались АФК и En+ Group Олега Дерипаски. Позднее генеральным директором нескольких компаний группы стал бывший исполнительный директор «Системы», а в декабре 2022 года дети Трубникова получили доли в его основных компаниях, и, как считают на рынке, тяжбы должны завершиться.
В 2021 году «Системе» удалось начать завоевание и консолидацию сразу нескольких рынков. В июле 2021 года корпорация Евтушенковых приобрела за 6,2 млрд рублей первый рыбопромышленный актив — 49% камчатского предприятия «Заря», доля которого на российском рынке лососевых рыб составляет, по оценке самой АФК, 5%. «Заря» добывает 20 000 тонн нерки, горбуши и кеты в год, имеет два перерабатывающих предприятия общей мощностью 460 т в сутки, а также занимается обработкой и продажей икры.
В ноябре того же 2021 года стало известно, что структура «Системы» кредитовала компанию «Архыз Оригинал», владельца торговых знаков и дистрибутора минеральной воды «Архыз», а в декабре в компании «Нарзан», одном из крупнейших независимых игроков на рынке кавказских минеральных вод, сменился руководитель. Новый CEO работал советником генерального директора «Холдинг Аква», которая занимается добычей и розливом «Ессентуков» №4 и №17 и других вод. 75% холдинга принадлежит компании «Аква инвестиции», а ею, в свою очередь, на 33,3% владеет с 2019 года «Система». В январе 2022 года «Аква Инвестиции» обратилась в ФАС за разрешением купить производителя «Нарзана». Налицо была подготовка к консолидации.
А потом, 24 февраля 2022 года, неожиданно для рынков Россия начала «cпецоперацию»* на Украине. За этим последовало ужесточение западных санкций против страны, против целых отраслей отечественной экономики, многих компаний и их владельцев.
Время турбулентности
Уже 24 февраля президент США Джо Байден сообщил, что американский Минфин вводит жесткие санкции против крупнейших российских госбанков, частного Совкомбанка и их «дочек». В список банковских «дочек» и, соответственно, в «черный список» — SDN-лист — попал и Озон-банк (бывший Оней-банк Совкомбанка), хотя за год до того он был выкуплен ретейлером Ozon.
13 апреля 2022 власти Великобритании объявили, что ввели личные санкции против основателя АФК «Система» и ее мажоритарного акционера Владимира Евтушенкова. В тот же день он передал 10% уставного капитала АФК своему сыну Феликсу, доля которого составила 15,2%, а себе оставил 49,2%. Евтушенков-старший по собственному желанию ушел из совета директоров и сложил полномочия его председателя. Корпорация сообщила тогда, что «обладает необходимыми ресурсами, управленческим опытом и экспертизой для дальнейшей стабильной работы в сложившихся условиях», однако предупредила, что «не может исключить дальнейшей возможности существенного неблагоприятного воздействия на [ее] деятельность и финансовые результаты компаний группы».
В начале 2022 года несколько месяцев «Система» переживала управленческую турбулентность. Избранная 15 апреля и. о. председателя совета директоров Анна Белова покинула этот пост и совет директоров через неделю. Ушел в отставку и весь совет. «Сыграла роль общая нервозность и неопределенность», — объясняет это Forbes менеджер корпорации. Так продолжалось до начала июля, когда на внеочередном общем собрании акционеров был избран новый совет во главе с Беловой.
Каков результат? К концу года акции «Системы» на бирже потеряли по сравнению с январем 2022 года около 49% стоимости — бумага подешевела с 24,52 рублей 1 января до 11,94 рублей 30 декабря.
Время покупать
Тем не менее, год «спецоперации» стал для корпорации годом дальнейших крупных приобретений.
Взамен Озон-банка уже в марте 2022 года Ozon создал с нуля Еком-банк с уставным капиталом на порядок больше, чем у прежнего, — 3,6 млрд рублей. В мае «Система» нарастила долю в своей публичной девелоперской группе «Эталон» с 25,6% до 48,8%, вложив в покупку ее депозитарных расписок 4,5 млрд рублей. В июне АФК завершила приобретение за 450 млн рублей производителя минеральной воды «Архыз».
На линии розлива минеральной воды «Архыз» (Фото Валерия Матыцина·ИТАР-ТАСС)
В июле АФК расширила портфолио проектов в рыбной сфере, купив доли двух камчатских компаний: 75% «Кристал Фиш» и 10% компании «Хангар», которые занимаются добычей и переработкой красной рыбы (цена покупок не называлась). В «Системе» комментировали, что из рыбных активов собираются сформировать крупный холдинг с общим объемом вылова 27 000-35 000 тонн в год, с собственной переработкой, хранением и трейдингом.
Не все сделки доходят до завершения. В октябре 2022 года корпорация Евтушенковых объявила о покупке у шведских компаний и частных инвесторов за 15,8 млрд рублей 47,7% ретейлера модной одежды Melon Fashion Group (владеет брендами Zarina, Befree, Love Republic и Sela). Сделка должна была быть закрыта до конца 2022 года, однако в марте 2023 года обе участницы заявили, что расторгают соглашение «по обоюдному согласию». А еще Евтушенков признавался, что корпорации интересна покупка мебельных фабрик IKEA, у которых возможна синергия с входящим в АФК лесопромышленным холдингом Segezha Group. Однако в конце февраля 2022 года Минпромторг объявил, что фабрики покупают не самые крупные игроки: производитель столешниц — компания «Слотекс» и лесозаготовщик «Лузалес».
Почему корпорация продолжает покупки в кризисной ситуации? Белов из «Синары» считает, что сейчас «на рынке активы стоят недорого, и если у «Системы» есть вера в будущее этих рынков, то понятно ее желание активизировать сделки M&A, ведь у них есть и масштаб, и экспертиза, и финансовое плечо».
Откуда средства? Только от МТС летом 2022-го «Система» получила 24,9 млрд рублей дивидендов за 2021 год. 6,2 млрд рублей выплатила «материнской» корпорации Segezha Group. Свои сделки корпорация финансирует обычно как из собственных, так и из заемных средств.
Чтобы понять, с какими итогами «Система» подошла к концу 2022 года, Белов из «Синары» предлагает обратить внимание на дисконт ее капитализации к оценке стоимости по сумме частей, учитывая капитализацию публичных компаний в ее портфеле (МТС, Ozon, Segezha Group и «Эталон») и основных непубличных («Медси», Агрохолдинг «Степь», «Биннофарм Групп») компаний. По его подсчетам, этот дисконт составляет сейчас около 30%».
На 1 марта 2023 года общая стоимость основных активов «Системы» — как публичных, так и непубличных — составила, подсчитал Галактионов из «БКС Экспресс», не менее 494,1 млрд рублей, а EV (enterprise value, капитализация) (127,7 млрд рублей) плюс чистый долг (230 млрд рублей) — 357,2 млрд рублей.
Таким образом «дисконт к публичным активам составил 13,7%, а к публичным и непубличным вместе — 28%». По словам Галактионова, «объясняется это тем, что рынок высоко оценивает потенциал растущих непубличных активов, которыми владеет холдинг».
До 2022 года «Степь» и «Биннофарм» росли на 40% в год, а «Медси» наращивала OIBDA на 26%, вспоминает он. Выгодно смотрятся и последние приобретения «Системы», в частности покупка той самой сети отелей у норвежской Wenaas, считает аналитик. Однако «в нынешних условиях темпы роста замедлятся, а это может привести к снижению премии по мультипликаторам по сравнению со зрелыми компаниями», прогнозирует Галактионов. «Вряд ли можно ждать, что в ближайшее время «Система» сможет монетизировать непубличные активы через IPO, — говорит эксперт, — Но они растут высокими темпами и могут быть впоследствии или реализованы в частном порядке, или начать платить в «материнский» холдинг щедрые дивиденды».
«России сейчас нужно преодолевать технологическое отставание от Запада, нужны такие достижения — в рабочих местах, в поисках креативных кадров, возможностях каждому получать образование — подчеркивает собеседник Forbes, близкий к высшему руководству «Системы». — А деньги, капитализация сейчас не интересуют никого».
АФК выходит в космос
Владимир Евтушенков отказался от интервью для этой статьи, однако заявил в ноябре 2022 года на форуме «Экономические бои без правил: рецепты победы»: «Я верю в то, что главную проблему — проблему технологий — мы все-таки потихонечку будем преодолевать… Я верю, что все будет в течение 2023 года тяжело. Теперь, когда мы остались в этом пространстве одни, перед нами стоит задача создавать и создать [все] самим».
Входящие в «Систему» компании создают или покупают одну за другой фирмы, работающие в сфере высоких технологий.
В августе 2021 года входящая в АФК «Система» Sitronics Group купила 71% долей небольшой компании «Спутникс». Она разрабатывает сверхмалые искусственные спутники стандарта CubeSat (cube satellite). Самый маленький — полуторакилограммовый «кубик», каждое ребро которого равно 10 см. В зависимости от задачи спутник может быть величиной с два, три и даже двенадцать «кубиков», но даже в одиночку такой satellite может работать на низкой орбите от 500 до 700 км: на его внешней поверхности находятся солнечные батареи, а внутри — элементы питания, системы передачи и приема сигналов и прочие космические премудрости. Стоимость спутника CubeSat может, в зависимости от назначения и полезной нагрузки, варьироваться от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей.
«На тот момент мы еще мало знали про космос, — рассказывает Forbes президент Sitronics Николай Пожидаев. — В основном видели иностранный опыт, но не совсем понимали, что происходит у нас в стране, и поэтому первая встреча со «Спутниксом» была, чтобы посмотреть друг на друга, понять, что ребята могут, в каком поле они находятся». Переговоры шли почти полтора года. Цену покупки Пожидаев не называет. По его словам, ко времени сделки «с помощью Роскосмоса компания уже запустила в интересах разных заказчиков восемь спутников, два из которых, оптические аппараты дистанционного зондирования Земли, принадлежат самому «Спутниксу».
К середине ноября 2022 года c участием компании было запущено двадцать аппаратов, а к 2027 году Sitronics планирует создать группировку свыше 150 спутников для зондирования Земли, мониторинга водного, воздушного пространства и других целей. Пожидаев оценивает необходимые инвестиции с участием государства в 20 млрд рублей, вероятную годовую выручку компании только на российском рынке больше, чем в 10 млрд рублей. Окупаемость проекта должна составить пять-семь лет. «Когда проект выйдет на полную мощность, доля «Спутникса» в бизнесе Sitrlonics может достигнуть 15%-20%», — говорит Пожидаев.
В августе 2022 года Sitronics Group купила за неназванную сумму контрольный пакет российской компании, производящей суда на электрической тяге. Через пять месяцев, в январе 2023 года, она объявила, что будет строить электрические суда на водородном топливе. Sitronics объяснила, что приступает к разработке электрохимического генератора на топливных элементах, который планируется устанавливать на пассажирский электрокатамаран, который они уже выпускают.
Собственные инвестиции в разработку и переоснащение судна составят «несколько сотен миллионов рублей», рассказали Forbes в пресс-службе Sitronics. В компании планируют, что специально созданная в «Системе» проектная группа специалистов Sitronics и Центра водородных технологий (ЦВТ) завершит разработку к лету 2023 года.
«Проект создания водного водородного транспорта Центр реализует совместно с Sitronics и [входящим в Sitronics серийным производителем электросудов] Emperium», — передала Forbes слова генерального директора ЦВТ Юрия Добровольского пресс-служба Sitronics.
«На собственной верфи в городе Отрадном Ленинградской области Emperium строит несколько видов пассажирских судов речного и озерного типов на электротяге: скоростные катамараны Ecocruiser вместимостью 120 человек, суда Ecovolt для водных прогулок и экскурсий и Ecobus — водные автобусы-электроходы, которые уже переданы в эксплуатацию на речных маршрутах в Москве и Красноярске. Интерес к судам Emperium есть у представителей азиатских, арабских стран», — рассказывают в Sitronics.
«После ухода из России высокотехнологичных иностранных компаний возникает критическая потребность не просто перехватить их место, а использовать собственное серое вещество, создавать что-то новое, сосредоточить на судьбоносных точках максимальную силу интеллекта, — говорит источник, близкий к руководству корпорации. — Поэтому, чтобы не оказаться за обочиной технологического мейнстрима, мы и занимаемся тем, что нельзя просто залить деньгами: спутниками, электросудостроением и многим другим»
Для Владимира Евтушенкова СВО - время покупок
Миллиардер Владимир Евтушенков в год «специальной военной операции» на Украине купил гостиничные активы, производителя минеральной воды и две рыбопромышленные компании.