Бизнесмен Дмитрий Каменщик инвестирует в принадлежащий ему аэропорт «Домодедово» $1,3 млрд. Об этом он сообщил в интервью Bloomberg. Он рассказал, что за последние 20 лет вложил в развитие хаба $3,5 млрд, благодаря чему «Домодедово» увеличил мощность в 16 раз и смог переманить Lufthansa и British Airways у «Шереметьево». Сейчас предприниматель приступает к второму расширению аэропорта, что позволить удвоить пассажиропоток до 60 млн человек в год.
Агентство указывает, что ничего из этого было бы невозможно без «армии» юристов (всего более 100 человек), которые на протяжении многих лет оспаривали претензии государственных органов. «Домодедово, наверное, одно из самых проверяемых предприятий в стране», — говорит Каменщик, добавляя: «Наш единственный способ выжить — это тщательно соблюдать закон».
По словам миллиардера, «озарение» пришло к нему благодаря Lehman Brothers. В начале 1990-х правительство президента Бориса Ельцина наняло американский банк для подготовки проекта по возрождению основных аэропортов Москвы. В Lehman Brothers пришли к выводу, что «Домодедово», расположенный в 45 км к юго-востоку от Кремля, безусловно, является самым перспективным местом, отчасти потому, что он был окружен полями, а не советскими жилыми кварталами.
«Это исследование повлияло на мою судьбу. Я понял, что основным фактором в бизнесе аэропорта является перспектива роста, что и было в Домодедово», — говорит бизнесмен.
По мнению руководителя консалтинговой фирмы «Инфомост» Бориса Рыбака, сотрудничавшего с Каменщиком, единственным препятствием для входа в бизнес на тот момент было отсутствие средств. «Все, что вам нужно было сделать, чтобы начать летать, — это заплатить», — заявил он в беседе с Bloomberg.
Бывший свердловский депутат Сергей Капчук, часто встречавшийся с Каменщиком в 1990-х годах, в беседе с агентством привел один небольшой, но убедительный пример того, как российский капитализм работал на ранней стадии.
Капчук сказал, что, работая представителем Свердловской области при Ельцине, который был также уроженцем этого региона, он организовал для главы Домодедовского района получение государственных средств для плохо финансируемой птицефабрики. После этого чиновник, который уже был знаком с Каменщиком, помог молодому предпринимателю «на всех фронтах».
«Когда я думаю о Диме, мне хочется перефразировать Рокфеллера: я могу объяснить все свои миллионы, кроме первого», — говорит Капчук. Сам он сейчас находится в Лондоне, где пытается получить политическое убежище. Пресс-служба Каменщика отказалась комментировать заявления Капчука.
По мере роста спроса в России на все на свете, от китайской электроники до турецкой одежды, Каменщик и некоторые его коллеги основали свое собственное транспортное агентство под названием East Line. Это лизинговая компания, которая насчитывала более 50 военных самолетов ИЛ-76. Криминальные группировки были настолько заинтересованы в перевозимых товарах, что бизнесмен был вынужден построить свой собственный грузовой терминал и сформировать охранную службу.
«Каменщик одним из первых в России открыл невероятный потенциал частного предпринимательства», — сказал Рыбак. Начиная с конца 1990-х East Line получала по $1 млрд ежегодно, их маржинальность была «жирной», добавил он.
После того, как Путин пришел к власти, он ужесточил налоговое законодательство, что сделало сферу перевозок менее доходной. По мере роста цен на нефть экономика процветала, появились розничные сети, которые опирались на морской транспорт, что также снижало спрос на авиаперевозки. Со временем Каменщик вынужден был сконцентрировать все свои силы вокруг аэропорта Домодедово.
К 2010 году Каменщик превратил Домодедово в самый загруженный и лучше всего управляемый аэропорт в Восточной Европе, согласно годовым рейтингам британской компании Skytrax’s. Тем не менее мало кто за пределами индустрии перелетов слышал о нем. Это изменилось в 2011, когда террорист-смертник взорвал себя в аэропорту, убив 37 человек и ранив более 200.
Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, обвинил в случившемся службу безопасности аэропорта и потребовал сделать управление аэропортом прозрачным. Тем не менее достоверно не было известно, кто же на самом деле контролирует аэропорт, потому что конечный бенефициар «спрятался за массой оффшоров», говорится в публикации. Через год после трагедии Каменщик заявил, что является единоличным владельцем воздушной гавани.
Сотрудники правоохранительных органов преследовали Домодедово за нарушения техники безопасности в течение следующих четырех лет, но адвокаты Каменщика успешно отбивались от их нападок в суде. Следствие было прекращено в 2015 году, затем Каменщика лично и нескольких его руководителей обвинили в предоставлении «небезопасных услуг». 18 февраля 2016 года следователи вызвали его на допрос.
Каменщик явился в Следственный Комитет, принеся с собой сумку со всем необходимым, что может понадобиться в тюрьме. Он не ошибся, но его арестовали только на одну ночь, после чего выпустили под домашний арест, где он находился до тех пор, пока осенью 2016 года СК не прекратил уголовное дело в отношении миллиардера.
Несмотря на эти перипетии, Каменщик стабильно входит в рейтинг богатейших бизнесменов России по версии Forbes. В 2017 году его состояние было оценено в $3,6 млрд.
Дмитрий Каменщик вложит в «Домодедово» еще $1,3 млрд
За последние 20 лет миллиардер инвестировал в аэропорт $3,5 млрд, что позволило увеличить мощность воздушной гавани в 16 раз.