«Трубная металлургическая компания» (ТМК) Дмитрия Пумпянского оказалась под давлением целого ряда внешних экономических и внутренних факторов. Капитализация компании уже существенно просела, а британский индекс-провайдер исключил ТМК из FTSE All-World, что, как полагают аналитики, приведет к оттоку из акций институциональных инвесторов. При этом результаты трубников за 9 месяцев прошлого года, констатируют эксперты, были, мягко говоря, средними. В частности, они не позволяли генерировать достаточный объем средств для решения одной из основных проблем ТМК – колоссальной долговой нагрузки, составляющей порядка 3 млрд долларов. Теперь инвесторы и эксперты ждут от компании ближайшей отчетности за 2018 год, которая определит тренды по акциям трубников. В ТМК между тем уже заявили о росте объемов отгрузки по итогам прошлого года, в частности, в сегменте труб нефтесервисного сортамента (OCTG), и позитивных прогнозах на 2019 год. Впрочем, во многом эти перспективы будут зависеть от конъюнктуры на сырьевом рынке и, соответственно, вложений компаний ТЭК. Пока же Пумпянский, по мнению участников рынка, продолжает «подкармливать» свои бизнесы, вероятно, готовится к продаже активов и росту конкуренции на внутреннем рынке.
ООО «ТМК Чермет», входящее на данный момент в группу «Синара» Дмитрия Пумпянского, в ближайшее время может быть продано компании «ТрансЛом», которую федеральные СМИ связывали с семьей Ротенбергов, сообщают источники «Правды УрФО» в компании, знакомые с готовящейся сделкой.
Уточним, «ТМК Чермет» является одним из крупных российских ломозаготовителей. По данным самой компании, в 2017 году ее объем реализации металлургического сырья составил более 2 млн тонн. В частности, лом поставлялся предприятиям «Трубной металлургической компании», а согласно данным системы «Контур.Фокус», выручка «ТМК Чермет» в 2017 году составила более 32 млрд рублей, чистая прибыль – порядка 103 млн рублей.
Издание направило в группу «Синара» запрос с просьбой прокомментировать вероятную сделку и ее причины. Однако к моменту публикации текста ответа не поступило.
Между тем собеседники издания, знакомые с ситуацией, полагают, что на стоимость сделки могут существенно повлиять долговые обязательства «ТМК Чермет».
«Насколько я знаю, предприятие не само собирало лом, а работало с местным поставщиком по фамилии Поспелов. Говорят, что задолженность перед ним составляет несколько миллиардов, что естественно отразится на стоимости», – описывает свое видение ситуации источник на рынке поставщиков лома. Добавим, «ТМК Чермет» за последние годы уже несколько раз меняла собственников. Сначала ТМК в 2015 году выкупила ломозаготовителя у «Синары», а уже в 2016 году, заявив о борьбе с долгами и реализации непрофильных активов, снова продала «Синаре», но уже за более значительные средства. Сумма сделки, как уточняли в ТМК, составила 5 млрд рублей.
«В целом вероятная сделка выглядит крайне примечательно, учитывая, что крупные трубники, такие как «Северсталь» и ЧТПЗ, обеспечивают свои потребности в основном за счет собственных ломозаготовительных предприятий», – добавляет собеседник издания, знакомый с работой предприятий.
Так или иначе, потенциальная сделка стала еще одним поводом для обсуждения перспектив «Трубной металлургической компании», которая в последние дни аккумулирует вокруг себя значительное количество информационных поводов, в том числе негативных. Так, в феврале стало известно, что ТМК была исключена из глобального индекса FTSE All-World и перемещена в индекс бумаг компаний с малой капитализацией (FTSE Small Cap). Как отметил аналитик АО «Финам» Алексей Калачев, исключение из индекса было связано со снижением капитализации компании. Так, за последний год акции ТМК потеряли порядка 40%.
«Перевод акций ТМК в FTSE Small Cap на некоторое время продлит этот негативный эффект, поскольку вызовет пассивный отток из акций компании институциональных инвесторов, ориентированных на индекс», – отметил эксперт, подчеркнув, что результаты очередного пересмотра индексов вступят в силу 15 марта. Начальник аналитического управления УК «Арсагера» Артем Абалов добавляет, что резкого эффекта решение не вызовет, поскольку ограничения по соответствующим бумагам имеют не так много инвесторов.
Другой собеседник издания, близкий к ТМК, добавляет, что для понимания текущих процессов необходимо вспомнить историю компании.
«Компанию образовала группа «МДМ» на основе активов Северского и Волжского трубных заводов. Потом Андрей Мельниченко и Сергей Попов решили сконцентрироваться на своих энергетических активах и предложили Пумпянскому выкуп ТМК за 300 млн долларов. К прочему, «МДМ» был приобретен «Тагмет», который включили в конечную сделку. Было принято решение идти на IPO, и оно оказалось крайне успешным. В результате Пумпянский закрыл все обязательства. Вопрос в том, что продавалось инвесторам? Изначально были идеи сделать сервисную компанию. В свое время итальянская Tenaris успешно реализовала подобную концепцию, заявив, что делают не трубы, а сервис. Но в итоге задумки выполнены не были. И что мы имеем сейчас? Капитализация ТМК порядка 50 млрд, а долговая нагрузка – порядка 200 млрд. Стратегия во многих аспектах неочевидна. Даже по OCTG покупатели зачастую прогибают производителей по цене. А у металлургов цены высокие. Рентабельность сжимается. При этом есть ковенанты, которые нужно выполнять, а иначе возможен досрочный отзыв средств», – описывает свое видение ситуации источник издания, не исключая дальнейшего снижения капитализации компании.
На высокую долговую нагрузку обращают внимание и аналитики. «По нашим оценкам, акции ТМК имеют положительную потенциальную доходность. Тем не менее ее реализация на коротких временных интервалах обусловлена целым рядом условий. Ключевым, на наш взгляд, является урегулирование чрезмерно высокого долга. На данный момент компания не генерирует достаточно чистой прибыли, чтобы его существенно сокращать», – отмечает Артем Абалов.
В «Финаме» добавляют, что ближайший тренд динамики акций определит финансовая отчетность компании, которая будет опубликована 1 марта.
«Сегодня акции ТМК стоят около 48 рублей за штуку. Технически акции с начала года находятся в понижающемся тренде, но, на мой взгляд, он близок к завершению. Я удивлюсь, если они упадут ниже 40 рублей, скорее, можно ожидать как минимум корректирующего роста до 65. Фундаментально на ТМК давят санкционные риски. Наличие американского дивизиона, в обычных условиях дающее компании преимущество, в условиях политического обострения и торговых войн делают ТМК уязвимой в случае попадания в санкционные списки. Кроме того, на динамику акций повлияют годовые финансовые результаты <…> По данным за 9 месяцев 2018 года, выручка ТМК год к году росла на 20% до 3,84 млрд долларов, показатель скорректированной EBITDA увеличился на 17% – до 522 млн долларов, а чистая прибыль упала в 2,2 раза – до 22,41 млн долларов. Мягко говоря, очень средненькие результаты», – отметил Алексей Калачев.
Аналитик также подчеркнул, что соотношение чистого долга, который составлял 2,62 млрд долларов, к EBITDA хотя и снизилось, но составляло около 3,8х, что «говорит о критически высокой долговой нагрузке».
Учитывая невысокие темпы роста, по словам Калачева, быстро исправить эту ситуацию не получится. «Надежду на улучшение состояния долга давали намерения провести IPO американского дивизиона в прошлом году, но эти планы не состоялись, а сейчас, наверное, это будет трудно сделать, пока не начнется смягчение санкционного режима. В текущих условиях будет сложно получить справедливую оценку компании и привлечь значительное количество инвесторов», – добавляет аналитик.
С коллегой соглашается Артем Абалов, заключающий, что даже в наилучшем варианте долг будет сокращаться медленно. Выходом же может стать существенная допэмиссия или продажа активов.
Также негативное влияние в перспективе на деятельность компании может оказать завершение таких крупных проектов как «Сила Сибири» и «Северный поток 2», являвшихся потребителями труб большого диаметра. Компенсацией могут стать проект «Сила Сибири-2» (бывший проект «Алтай») и давно назревший вопрос модернизации инфраструктуры «Газпрома» и «Транснефти». Однако, как отмечают аналитики, оба направления находятся только в стадии обсуждения. Кроме того, накануне появилась информация о возможном участии компании Пумпянского в расширении болгарского участка «Турецкого потока» со стоимостью работ в 1,4 млрд евро. В ТМК пока информацию не подтвердили, но заявили, что рассматривают возможность участия в тендере «Булгартрансгаза».
Добавим, по данным источников «Правды УрФО», сейчас входящий в ТМК «Синарский трубный завод» (Каменск-Уральский), якобы активно готовится к расширению мощностей по производству ТБО. «Речь идет о привлечении порядка 300 млрд, все находится в стадии переговоров с инвесторами», – описывает ситуацию собеседник.
Что же касается основного направления – труб OCTG – в январе ТМК отчиталась о росте отгрузок по нему на 11% по сравнению с 2017 годом. В частности, положительную динамику показал американский дивизион, который, как указывают аналитики, на фоне роста бурения и добычи в США, вероятно, будет поддерживать показатели ТМК. В целом в компании Пумпянского ожидают продолжения роста отгрузок в 2019 году, за счет запросов нефтегазовых компаний в России и США.
В УК «Арсагера» называют подобный сценарий вероятным, отмечая, что помешать планам может падение цены на нефть, способное купировать инвестиционные планы компаний ТЭК и, как следствие, запрос на OCTG.
К прочему, аналитики говорят о предстоящем обострении конкуренции на внутреннем рынке. Так, о своих планах по строительству завода по производству труб нефтесервисного сортамента (OCTG) в ХМАО уже заявили «Северсталь» Алексея Мордашова и итальянская Tenaris. По ряду оценок, проект сможет обеспечить сразу от 15 до 20% потребности рынка труб нефтесервисного сортамента.
«Новый игрок вторгается на основной рынок ТМК. Преимущество нового и более современного производства будет не только в использовании импортных технологий, но и в расположении предприятия вблизи основных центров нефтедобычи, что позволит экономить на логистике и транспортных расходах. Однако эта угроза отсрочена по времени – начало производства на совместном заводе «Северстали» и Tenaris запланировано на 2021 год, а выход на полную мощность – 2024 год. К тому же мощность нового предприятия составит около 300 тыс. тонн труб OCTG», – отмечает Алексей Калачев, добавляя, что ТМК в 2018 году произвела 1958 тыс. тонн OCTG, существенная часть из которых, правда, была предназначена для растущего американского нефтегазового рынка.
Добавим, также свои реализуемые планы по расширению производства труб нефтесервисного сортамента ранее обозначали ЧТПЗ и ОМК.
Другой собеседник издания, знакомый с деятельностью ТМК, подчеркивает, что суть проблем, вероятно, не только во внешних, но и внутренних факторах. «Дело в том, что бизнес ТМК, по крайней мере в России, не похож на нормальную публичную компанию. ТМК всегда была для Пумпянского донором, средства из которого перетекали в «Синару», «СКБ-банк» и прочее. Сама же трубная компания все больше похоже на советское производство, в не лучших его проявлениях. Как сказал один из партнеров ТМК: набрали верных, а спрашивают как с умных. Вот и весь диагноз», – резюмирует источник издания.
А в завершение источник в руководстве группы предприятий ТМК сообщил, что, скорее всего, гендиректор компании «Александр Ширяев в краткосрочной перспективе покинет свой пост из-за разногласий с собственником». Получить официальный комментарий в ТМК изданию не удалось.
Дмитрий Пумпянский теряет инвесторов
Эксперты говорят об обострении конкуренции на внутреннем рынке и проблемах с погашением обязательств.