В российской космической отрасли каждый занят своим делом. Вице-премьер Дмитрий Рогозин делает бравурные заявления, рабочие разворовывают цветмет с ракетных двигателей, Центр имени Хруничева готовится к изъятию собственной территории под застройку. Из-за массового воровства в начале года были отозваны все двигатели второй и третьей ступени РД-0210/0211 и РД-0213/0214, устанавливающиеся на вторую и третью ступень ракеты «Протон-М». Сам Рогозин недавно тоже упомянул «Протоны»: вице-премьер рассказал о сворачивании производства тяжелых ракет и переходе Центра имени Хруничева на выпуск ракет-носителей «Ангара-А5» и ее модернизированной версии «Ангара-А5М». Первый запуск «Ангары-А5» запланирован с космодрома Восточный в 2021 году. С чего бы это?
Специалисты скептически оценили последнее заявление чиновника, курирующего космическую отрасль. Бывший глава Роскосмоса Олег Остапенко еще четыре года назад назвал «Ангару» «тупиковой ракетой». И единственное, для чего необходима «Ангара», — это обеспечение космического суверенитета России. Потому что только эта ракета-носитель способна выходить на орбиту с российских космодромов Плесецк и Восточный. Ни о каком коммерческом использовании «Ангары» не может быть и речи. Прежде всего из-за его дороговизны, не выдерживающей конкуренции не только с Falcon Илона Маска, но и другими аналогичными проектами.
Заявление Рогозина о новом космическом курсе России выглядит несколько странным на фоне того, что всего три месяца назад Центр имени Хруничева доложил о начале второго этапа «программы финансового оздоровления» предприятия, принятой в декабре 2014 года. И начался этот этап с модернизации производства «Протонов»…
И по всему выходит, что единственный видимый результат модернизации Центра имени Хруничева — это сокращение почти на 100 гектаров земельных площадей, которые занимает предприятие в центре Москвы.
Надо сказать, что Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, образованный в 1993 году на базе двух ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России — Машиностроительного завода им. М.В. Хруничева и Конструкторского бюро «Салют», расположен в очень привлекательном месте для коммерческой застройки — с одной стороны территория выходит на берег Москвы-реки, с другой — граничит с Филевским парком.
23 февраля 2013 года, выступая в красногорском Музее техники перед представителями патриотических организаций, Дмитрий Рогозин заявил, что Центр имени Хруничева будет сокращать занимаемые территории. Не обиняками, а прямо заявил: «При обновлении производства столько земли не нужно».
У нас есть основание предположить конкретную дату, когда было принято решение «потеснить» космический центр. В распоряжении «Новой» оказалась фотография, сделанная 5 мая 2012 года во время визита Дмитрия Рогозина в Центр Хруничева. Вице-премьер России, курирующий космическую отрасль, приехал на предприятие не один, а вместе с известным бизнесменом Годом Нисановым, совладельцем компании «Киевская площадь» (владеет ТЦ «Европейский»), мебельного центра «Гранд», отелей «Украина», «Рэдиссон САС Славянская», объектов на территории международного делового центра «Москва-Сити».
Мы направили журналистский запрос в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, задав следующие вопросы:
Каким образом на «режимное» предприятие попал бизнесмен, не имеющий никакого отношения к ракетно-космической отрасли?
Обсуждался ли в ходе визита на предприятие Рогозина и Нисанова вопрос отчуждения части территории ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, расположенной в Филевской пойме, и последующей застройки этой территории?
Связана ли с визитом Рогозина и Нисанова на ГКНПЦ им. М.В. Хруничева идея вице-премьера Дмитрия Рогозина, публично озвученная в феврале 2013 года, о необходимости переноса производства в Жуковский и строительства на освободившейся территории жилья для специалистов космической отрасли?
Ответ на запрос «Новая» так и не получила.
Продолжая расследование, мы получили информацию, что территория, планируемая к отчуждению в рамках «программы финансового оздоровления», находится в залоге по кредиту, полученному во Внешэкономбанке.
Мы направили в банк запрос: «Редакции «Новой газеты» стало известно, что Внешэкономбанком предоставлен кредит ГКНПЦ им. М.В. Хруничева в размере 12 миллиардов рублей. По информации наших источников, кредит предоставлен под залог земельных площадей, расположенных в Филевской пойме и принадлежащих ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В соответствии со ст. 39 ФЗ «О СМИ», просим подтвердить или опровергнуть вышеизложенную информацию».
Из банка пришел предельно лаконичный ответ: «ВЭБ в настоящий момент не комментирует данную тему». То есть банк не подтвердил, но и не опроверг, полученную нами информацию.
Обратили мы внимание и на то, что, видимо, совершенно случайно имя Года Нисанова всплыло в связи с расследованием Transparency International, обнародованном в марте 2016 года. Из расследования следовало, что 5 декабря 2013 года Дмитрий Рогозин обменял свою квартиру площадью 225,5 кв.м в доме 10 по Большому Тишинскому переулку на более просторную — площадью 346 кв.м в жилом комплексе «Ближняя дача» на Староволынской улице. Transparency International оценил новую квартиру вице-премьера в 500 млн рублей. Правда, сам Рогозин в эфире «Эха Москвы» заявил: «Не стоит она таких денег, глупость какая». И пояснил, что это был равноценный обмен. Хотя даже кадастровые стоимости квартир не равноценны. В 2014 году кадастровая стоимость новой квартиры Рогозина на Староволынской была установлена в 91,99 млн рублей, а квартира в Большом Тишинском переулке была оценена в 65,6 млн рублей. Разница в рыночной стоимости аналогичных квартир и того больше — около 3 миллионов долларов.
Интересная деталь. Рогозин заявил, что обменом занимались риелторы и он не знаком с бывшим владельцем квартиры в ЖК «Ближняя дача». И это похоже на правду. Дело в том, что дом, в который заселилась семья Рогозина, охраняется ФСО; в 2014 году соседями вице-премьера оказались руководитель Следственного комитета России, председатель Госдумы, замгенпрокурора, замминистра иностранных дел, министр промышленности, экс-министр регионального развития, зампредправления «Газпрома» и другие высокопоставленные чиновники.
А собственником рогозинской квартиры с 2013 года был Ливи Исаев, директор компаний, связанных со структурами и менеджерами, контролируемыми Годом Нисановым (по данным «Ведомостей»). Нисанов и Исаев фигурировали в скандале с «Оборонсервисом» как приобретатели ряда объектов Министерства обороны.
Можно предположить, что Исаев был номинальным владельцем квартиры, в конце 2013 года доставшейся Рогозину. А реально она была приобретена именно Годом Нисановым.
Тем самым бизнесменом, вместе с которым 5 мая 2012 года, меньше чем через полгода после назначения на должность вице-премьера России, курирующего космическую отрасль, Дмитрий Рогозин посетил ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
Дмитрий Рогозин и Год Нисанов обрежут Центр имени Хруничева
Территорию Центра имени Хруничева в Москве могут отдать под застройку девелоперу Году Нисанову. Бизнесмен уже приезжал осматривать владения с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.