Уже в тот день, когда на Хованском кладбище произошло столкновение рабочих-таджиков и спортсменов-самбистов из клуба «Здоровая нация» (молодежного крыла ветеранской организации «Боевое братство»), я написал, что «полиция прошляпила бойню». А значит — в УВД по Троицкому и Новомосковскому административным округам (ТиНАО) провалена оперативная работа. По этой причине полиция не владела информацией об оперативной обстановке, не приняла превентивных мер и не предотвратила резонансное преступление, в результате которого погибло три человека, а десятки участников столкновения получили ранения, в том числе и огнестрельные.
Я оказался не прав. Потому что оперативная работа в московской полиции провалена не только в ТиНАО, но и в управлениях внутренних дел по Северному, Центральному и Южному административным округам. К такому выводу пришла расширенная коллегия ГУВД Москвы, на которой обсуждались результаты работы по борьбе с организованной преступностью.
По итогам коллегии были приняты и кадровые решения. Освобождены от занимаемых должностей заместители начальника УВД по ТиНАО полковники Рифат Каберов и Дмитрий Просоленко (курировал оперативную работу). Лишился должности начальник отдела полиции «Коммунарский» Юрий Воронин. Начальник УВД по ТиНАО полковник Сергей Терновых предупрежден о неполном служебном соответствии.
Официальный представитель ГУВД Москвы Софья Хотина сообщила «Новой», что увольнения и взыскания не связаны с «хованской бойней»:
— По действиям полиции как непосредственно 14 мая, так и накануне столкновений, произошедших на территории Хованского кладбища, проверка еще не завершена. А приказ об освобождении от должностей и взысканиях подписан по итогам коллегии, которая подвела итоги работы по борьбе с организованной преступностью.
По словам представителя главка, за четыре месяца 2016 года в Москве обезврежено 58 ОПГ и преступных сообществ, в которые входили 213 человек. В том числе и пятнадцать этнических преступных групп.
Но в целом ряде подразделений московской полиции работа по выявлению и пресечению деятельности ОПГ была провалена. Поэтому и последовали увольнения и взыскания.
— К примеру, освобожден от должности начальник отделения полиции по Красносельскому району Москвы, который не имел никакого отношения к столкновениям на Хованском кладбище, — подчеркнула Софья Хотина.
Между тем сразу после 14 мая московская полиция резко активизировала работу с мигрантами из Средней Азии. Итогом двух спецопераций — «Нелегал-2016» и «Заслон-2016» — стало выдворение из России 5,5 тысячи иностранцев. Попутно полиция возбудила 362 уголовных дела и составила более 14 тысяч административных протоколов о нарушении миграционного законодательства. Суды наложили штрафов на 36 миллионов рублей.
Возможно, полиция получила информацию, что назревают серьезные столкновения мигрантов с теми, кто обложил их поборами. Таджикский гражданский активист, президент российского некоммерческого партнерства «ЭТМОС» Каримджон Ёров рассказал «Новой», что взрывоопасная ситуация складывается на крупнейших рынках Москвы.
— Это рынок «Садовод», «Фуд Сити», торговый центр «Люблино»… — перечисляет Ёров. — Там таджиков фактически превратили в рабов. Чтобы устроиться на работу на рынке, чтобы тележку таскать, надо платить «вступительный взнос» 30—40 тысяч рублей. А через три месяца тебя уволят — или ты снова платишь столько же. Кроме того, ежедневно надо сдавать 500 рублей за право работать. При этом не важно, работал ты в этот день или нет.
По словам Ёрова, на каждом из крупных рынков Москвы работают более двух тысяч рабочих, в основном таджиков. И сегодня они уже не хотят мириться с поборами.
Похоже, что события на Хованском кладбище резко подняли уровень самосознания мигрантов из Средней Азии. И они поняли, что оброк можно не платить, если всем вместе дать отпор тем, кому они отстегивают за право работать. В разгар подготовки к массовому отказу платить «оброк» и произошло выдворение из России 5,5 тысячи мигрантов. Информации о том, что ведется работа по пресечению деятельности тех, кто обложил их данью, пока нет.
Докопались не только до кладбища
Громкие отставки в столичной полиции связаны с провалом оперативной работы в разных районах города.