10 миллиардов, в которые оценивается кредиторская задолженность «Вим-Авиа», надо как-то возвращать. Одним из шагов в этом направлении стал арест имущества должника: 10 ноября Арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство банка «Авангард», который подал иск к проблемной авиакомпании на 130,6 миллиона рублей.
В перечне арестованного имущества значатся 459 «номенклатурных изделий» – частей конструкций и оборудования авиалайнеров, а также 156 спасательных жилетов и 197 трикотажных дамских кардиганов – очевидно, раньше в них щеголяли стюардессы. Предварительные слушания по иску банка к «Вим-Авиа» назначены на 6 декабря.
Как спасать «Вим-Авиа» и надо ли спасать?
Безусловно, банк «Авангард» – не единственный кредитор «Вим-Авиа». По данным Росавиации, компания задолжала аэропортам, кредитным организациям, лизинговым компаниям и ТЗК около 7 миллиардов рублей, а общая сумма долгов достигает 10 миллиардов. Приостановка действия сертификата эксплуатанта означает, что на сегодня «Вим-Авиа» не имеет права осуществлять пассажирские перевозки, это делает ситуацию практически безвыходной. После того, как компания урегулирует ситуацию с долгами (что при озвученных суммах выглядит крайне проблематичным), ей придется перейти в режим жесточайшей экономии средств и ресурсов. Инвесторы компании рассчитывают провести жесткое сокращение по трем направлениям: сотрудники, авиапарк, полетные маршруты. Останутся только самые надежные и финансово выгодные направления – в частности, Китай и Дальний Восток. Многое зависит от договоренностей с банками-кредиторами и лизинговыми компаниями: «Без договоренностей с ними никто никуда не полетит», – поясняет глава группы инвесторов Борис Карлов (Aurora Investments). Восстановление полетного сертификата также напрямую зависит от ситуации с долгами.
Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, которого цитирует «Коммерсант», далеко не оптимистичен и полагает, что в первую очередь необходимо четкое видение механизма покрытия долгов.
«Без четкого понимания того, как «ВИМ-Авиа» покроет долги, рассуждать дальше о потенциале проекта бессмысленно», – говорит эксперт. А вообще, по его мнению, проще открыть новую авиакомпанию или приобрести действующую и без долгов, чем рассчитаться с долгами «Вим-Авиа».
Ирландская параллель
География скандала с «Вим-Авиа», между тем, постепенно расширяется. 31 октября Высокий суд Ирландии вынес постановление об аресте расположенных на территории страны активов, которые принадлежат пустившимся в бега владельцам авиакомпании – Светлане и Рашиду Мурсекаевым. Это стало ответом на иск американской компании со вполне славянским названием Volga-Dnepr Unique Air Cargo Inc, которая входит в группу компаний грузовых авиаперевозчиков
Алексея Исайкина. «Волга-Днепр» намерена взыскать с Мурсекаевых примерно 4 миллиона долларов.
В рамках выполнения этого требования ирландский суд назначил в авиализинговых компаниях Fastway Leasing, Avion Leasing и City Leasing временного управляющего; две из них принадлежат ирландской компании Orpheus Shareholder – ею тоже, согласно решению суда, будет управлять юрист, которого выберет «Волга-Днепр». Любые операции с долями лизинговых компаний запрещены. Согласно отчетности Fastway Leasing Designated Activity Company, которую приводит РБК, конечным бенефициаром этой компании, как и City Leasing, является Рашид Мурсекаев. Почему требования «Волга-Днепр» адресует именно ему? Связь довольно простая.
Несколько лет назад «Волга-Днепр» одолжила 4 миллиона евро немецкой ACG Air Cargo. Компания обанкротилась и долги не отдала. Поручителем по этому кредиту был Рашид Мурсекаев. Очевидно, узнав о плачевном состояни дел «Вим-Авиа», кредитор и решил активизироваться – пока еще возможно добиться каких-то выплат. Не исключено, причем, что речь идет далеко не о 4 миллионах: комментаторы допускают, что это может быть лишь часть некой более крупной сделки, которую до поры старались не афишировать.
Ирландская пресса уже процитировала слова представителя компании «Волга-Днепр»: «Мурсекаев – беглый российский бизнесмен, обвиняется в России в мошенничестве, его местонахождение неизвестно».
«АэроБратск» на кону
В России «Вим-Авиа» принадлежит аэропорт «АэроБратск» в Иркутской области, имеющий авиационный сертификат эксплуатанта. Именно на него делает ставку Борис Карлов, надеющийся восстановить работу «Вим-Авиа». По данным СМИ, план, который бизнесмен предоставил на рассмотрение в Минтранс, базируется на выкупе у Рашида Мурсекаева либо «Вим-Авиа», либо «АэроБратска». Продать «АэроБратск» в счет погашения долгов перед «Волга-Днепр» можно, но сложно: потребуется легализовать в РФ решение иностранного суда, то есть, по сути, провести повторный процесс, заново обосновав требования.
Справка
Напомним, еще недавно «Вим-Авиа» была одним из крупнейших авиаперевозчиков страны, за январь-сентябрь 2017 года компания перевезда 2,1 миллиона пассажиров. В сентябре работа компании фактически прекратилась, в конце октября было приостановлено действие сертификата эксплуатанта. В октябре же Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства «Вим-Авиа» (ст. 196 УК, что предполагает до 6 лет лишения свободы). Владельцы компании, Рашид и Светлана Мурсекаевы, объявлены в розыск – в конце сентября они успели выехать из России. Рашиду Мурсекаеву принадлежит 1% акций «Вим-Авиа», Светлане – 99%.
Долги Мурсекаевых тянут к земле
Авиакомпания «Вим-Авиа» летит к банкротству с арестованными пиджаками бортпроводниц.