Волжский социальный банк (ВСБ) уже четыре года, как прекратил свою деятельность, но уголовные дела, связанные с ним, идут своим чередом. Можно выделить два особо крупных эпизода: хищение нескольких сот миллионов из хранилища банка и увод из него денег под видом выдачи заведомо невозвратных кредитов. Вчера по второму из этих дел Арбитражный суд Самарской области наложил арест на имущество бывшего главного бухгалтера и члена правления кредитной организации Татьяны Гавриловой на общую сумму 426,77 млн рублей. О каком конкретно имуществе идет речь, в документе не сообщается.
По мнению Агентства по страхованию вкладов, возглавляемого Юрием Исаевым, экс-бухгалтер ВСБ вместе с председателем правления банка Валерий Кучканов в 2011-2013 годах выдавали фиктивные кредиты, что «привело к существенному ухудшению финансового положения и причинило банку убытки». Ответственность указанных лиц перед обществом является солидарной, поясняли ранее в АСВ. Однако Валерий Кучканов 20 ноября 2013 года умер, поэтому заявление подано только в отношении госпожи Гавриловой.
Банк России отозвал лицензию у ВСБ 2 декабря 2013 года. 27 января 2014 года по решению Арбитражного суда ВСБ был признан банкротом.
Позже агентство выяснило, что из хранилища Волжского социального банка было похищено более 370 млн рублей. В 2014 году по данному факту ГСУ ГУ МВД России по Самарской области возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). Практически через год — в январе 2015-го — в совершении этого преступления был обвинен бывший председатель правления ВСБ Валерий Кучканов, причем заочно: он покончил жизнь самоубийством в собственном доме в Промышленном районе Самары еще до отзыва лицензии у банка — в ноябре 2013 года. В итоге 1 июля 2015 года уголовное дело о хищении 370 млн рублей у ВСБ было прекращено в связи со смертью обвиняемого.
Добавим, что, согласно отчету АСВ о ходе конкурсного производства в Волжском социальном банке, велось расследование еще нескольких уголовных дел, касающихся деятельности банка. Это уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») по факту недостачи 106 платежных терминалов балансовой стоимостью 7,7 млн рублей Речь также идет об уголовном деле, возбужденном по ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата») по факту недостачи в банке 1,3 млрд рублей. Также было возбуждено уголовное дело по ст. 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»). Все дела в итоге были объединены в одно производство. По данным АСВ, 21 ноября 2016 года предварительное следствие по этому делу было приостановлено «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого».
Размер задолженности банка перед кредиторами по состоянию на 1 февраля 2016 года составлял 4,19 млрд рублей. Размер выплаченной кредиторам первой очереди задолженности по состоянию на ту же дату, по данным АСВ, равен 711,98 млн рублей.
Совладельцами банка на момент его ликвидации были член Саратовского городского избиркома Вячеслав Кузин, совладельцы ООО «Эйдом» Маргарита Андрианова и Евгений Абибулаев, владелец ООО «Астер» Евгений Шилов, гендиректор Ассоциации предприятий и кооперативов «Жигули» Борис Кукарин, а также бывший председатель Тольяттинского горсовета, а ныне президент страховой компании «Астро-Волга» и лидер местного отделения партии «Яблоко» Игорь Антонов. Эти же люди входили в совет директоров банка, возглавляемый Вячеславом Кузиным. Единоличный руководитель исполнительного органа ВСБ — Евгений Абибулаев.
Долги застрелившегося банкира Кучканова заплатит главбух Гаврилова
Волжский социальный банк превратился в «клуб самоубийц».