Доля «Газпрома» в европейском импорте газа достигла максимума и больше расти не будет, следует из нового обзора Международного энергетического агентства (МЭА). До 2040 г. поставки «Газпрома» в ЕС будут составлять примерно 150 млрд куб. м, пишет агентство. Россия будет наращивать экспорт трубопроводного газа только за счет китайского рынка, убеждены в МЭА, речь может идти о поставках 50–55 млрд куб. м в год. Для этого «Газпрому» надо ввести в эксплуатацию трубопровод «Сила Сибири» в Китай, а затем либо увеличить его пропускную способность, либо успеть построить еще один.
Западная Европа – ключевой рынок для российского газового экспорта: в 2016 г. из общих 179,3 млрд куб. м на страны ЕС пришлось более 86%, или 153,6 млрд куб. м. Ожидания «Газпрома» на 2017 г. еще выше.
«В этом году мы абсолютно точно поставим исторический рекорд поставки газа на экспорт в Европу – более 190 млрд куб. м», – говорил в начале октября председатель правления компании Алексей Миллер (цитата по «Интерфаксу»).
Дальше рекордов может не быть как минимум до ввода в эксплуатацию «Силы Сибири», следует из долгосрочного прогноза МЭА: рост потребления газа в странах ЕС (+7% в 2016 г.) закончен, оно зафиксируется на уровне около 460 млрд куб. м в год до 2035 г. За счет падения собственной добычи и снижения производства газа в Норвегии потребности ЕС к тому времени вырастут с 330 млрд до 390 млрд куб. м, ожидают аналитики.
Дополнительный спрос покроют в первую очередь поставки сжиженного природного газа (СПГ) из США и газа из Азербайджана по Южному газовому коридору (проект TANAP-TAP). Доля американского СПГ может вырасти до 10% к 2025 г., ожидают аналитики МЭА. «Газпром» сможет снижать цену своего газа так, что поставки СПГ из США станут бессмысленными, признают в МЭА, но считают такой сценарий маловероятным.
Увеличение доли рынка за счет демпинга не способствует росту выручки «Газпрома» (и отчислений в государственный бюджет), кроме того, зависимости от одного поставщика могут не захотеть в ЕС.
России тоже нужно снижать зависимость от фактически единственного рынка сбыта и развивать альтернативные Европе экспортные направления, полагают в МЭА.
Для Европы у МЭА есть и пессимистический сценарий: к 2040 г. для снижения выбросов доля возобновляемых источников в мировой энергогенерации доходит до 66%. Газ становится балансирующим топливом, его потребление в ЕС к 2040 г. снижается до 342 млрд куб. м. Пик экспорта российского трубопроводного газа приходится на середину 2020 гг. – 220–230 млрд куб. м, затем он снижается до показателя 2016 г., но уже с учетом поставок в Китай, экспорт в Европу падает на треть. 35 млрд куб. м газа экспортируется в виде СПГ.
Увеличивать трубопроводный экспорт можно за счет экспансии на китайский рынок газа, где потребление превысит 600 млрд куб. м в год (210 млрд куб. м в 2016 г.), из которых почти 50% составит импорт, ожидают в МЭА.
Контракт «Газпрома» с китайской CNPC, под который строится «Сила Сибири», предусматривает поставки до 38 млрд куб. м в год, начало поставок – декабрь 2019 г. На проектную мощность трубопровод может выйти в середине 2020-х гг., увеличить поставки «Газпром» сможет двумя способами: расширить «Силу Сибири» или построить западный маршрут, через Алтай. Независимо от варианта проект будет реализован не позднее начала 2030-х гг., предполагают в МЭА.
Увеличить долю России в поставках газа в Европу помог бы доступ к экспорту других поставщиков, полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин: «Основная претензия европейских регуляторов – нарушение «Газпромом» антимонопольных требований». Это могло бы дать гораздо больший эффект, чем поставки по «Силе Сибири», которые сравнимы с 4% рынка Европы, считает он. Вопрос об отмене монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа сейчас не рассматривается, сообщал министр энергетики России Александр Новак.
Экспорт российского газа к 2040 г. может вырасти до 315 млрд куб. м в год, зависимость от европейского рынка снизится с 90 до 60%, говорится в отчете агентства. Значительный прирост – 75–80 млрд куб. м в год – должны обеспечить новые СПГ-проекты, в первую очередь «Новатэка». Уже в ноябре планируется запуск первой очереди завода «Ямал СПГ», а к 2023 г. может быть построен «Арктик СПГ-2» (общая мощность двух заводов может составить до 35 млн т СПГ в год). Пока в России работает только один крупный завод сжиженного газа – в проекте «Сахалин-2» (50% принадлежит «Газпрому»). В 2016 г. две очереди завода экспортировали почти 11 млн т СПГ (около 14 млрд куб. м), в 2023–2024 гг. «Газпром» планирует построить третью очередь – 5,5 млн т в год.
Доля «Газпрома» на европейском рынке достигла максимума
Корпорация теперь сможет увеличить объем экспорта только за счет Китая.