Полуголая вечеринка Насти Ивлеевой в клубе Mutabor не сходит с первых полос российских и иностранных СМИ второй день. Некоторые депутаты и известные журналисты призвали даже наказать участников этой гулянки. По их мнению, очевидна недопустимость вычурных торжеств во время СВО, когда каждый день их мобилизованные соотечественники рискуют жизнями и защищают Родину. Полуголое шоу в Mutabor очень похоже на то, что делала российская элита в 1914-1917 годы во время Первой мировой войны и накануне революции, убежден директор канцелярии Дома Романовых Александр Закатов.
Именно в разгар Первой мировой войны открылось знаменитое московское кабаре «Летучая мышь», а Петроград (Санкт-Петербург) «прославился» кокаиновыми* вечеринками: так, в столице продолжало работать знаменитое кафе «Бродячая собака», драку в котором устроил в 1915 году поэт Владимир Маяковский. Самой скандальной фигурой того времени был приближенный к императорской семье Григорий Распутин, по слухам, открывший целый притон на Гороховой улице в Петербурге. Оргии стали по сути синонимом самого старца, а порнографические открытки (которые сегодня назывались бы мемами), высмеивающие странные отношения между Распутиным, царем и царицей, открыто распространялись среди солдат и гражданских.
«Параллель здесь очевидна. И эту параллель можно провести не только с событиями Первой мировой войны. Иногда представители элиты вели себя совсем не так, как должны были бы, — рассказал Daily Storm Александр Закатов. — Это бывает во все эпохи и во все времена».
Тем не менее, называть только непотребное поведение элит главной причиной революции 1917 года некорректно, утверждает Закатов: «Конечно, были и политические, экономические и социальные, и нравственные в том числе, безусловно, — сказал представитель августейшей фамилии. — [Такое поведение элиты] было не решающим фактором, но одним из весомых».
По словам Закатова, пировали и представители дворянства, и купечество везде: «В любых условиях встречалось такое бездушие, равнодушие к страданиям других людей, — сказал историк, — в семье не без урода, так что какой-то процент [таких людей] всегда находился. Это не говорит о том, что плох тот или иной строй или какое-то время особенно подлое. Просто всегда, во все времена есть подлецы».
«Но в то же время, например, мне известно, что члены императорского дома, лучшие представители аристократии, лучшие представители купечества посвящали себя делам милосердия. В это время у них, несомненно, была возможность тоже веселиться и были для этого средства, но вместо этого женщины шли в госпиталь и помогали, и сами были сестрами милосердия, и сами обрабатывали гнойные раны, и мужчины были на фронте», — поделился историк.
«В том числе и сейчас во власти и среди деятелей культуры, и среди самых разных состоятельных людей есть тоже люди, которые понимают, что происходит, и которые стараются облегчить другим их страдания. Но есть несколько дегенератов, которые портят картину, — рассказал Закатов. — Нравственная оценка со стороны общества таким поступкам, безусловно, должна быть жесткой. И это, как сейчас говорят, должно вызывать нулевую терпимость. То есть такие люди должны быть осуждены обществом и реально почувствовать, что народ такие вещи не приемлет, — сказал Закатов. — То есть подонок должен быть назван подонком и те, кто так себя ведет, они, в общем, роют себе могилу, но, к сожалению, не всегда они в нее попадают».
Директор фонда «Цифровая история» Егор Яковлев также считает, что разгульный образ жизни элит императорской России сыграл весомую роль в революцию: «Даже историк Серж Яновский, — человек, который эмигрировал из России, симпатизировал императорской России и ненавидел большевиков, — в своей истории русской армии пишет о том, что в Петрограде рекой лилось шампанское, а на фронте лилась кровь», — поделился Яковлев.
При этом Яковлев напомнил, что тогда был сухой закон, но элиты его обходили: «Спиртное было недоступно только низшим классам и сословиям».
«Конечно, Российская империя не тянула экономически четвертый год войны, — сказал историк. — Но при этом, когда солдат отправлялся в окопы, где должен был погибнуть за Родину, <…> возникал вопрос, а зачем воевать за такую социальную систему, которая защищает интересы богатых?»
«Можно, например, обратиться к мемуарам Матильды Феликсовны Кшесинской, она описывает времена Первой мировой войны так, как будто никакой войны нет. То есть она ее просто не замечает. Она живет в тылу, в Петрограде, абсолютно богемной жизнью», — рассказал Яковлев.
Историк напомнил известное стихотворение Игоря Северянина, которое описывает мысли элит в то время:
Еще не значит быть изменником —
Быть радостным и молодым,
Не причиняя боли пленникам
И не спеша в шрапнельный дым…
Яковлев при этом заметил: «Именно ответом на этот манифест гедонистов во время Первой мировой войны было стихотворение Маяковского 1915 года:
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!»
«Почти голая вечеринка» Ивлеевой прошла в ночь на 21 декабря и вызвала широкое возмущение — депутаты и общественники раскритиковали мероприятие и обратились к правоохранителям с просьбой рассмотреть мероприятие на предмет пропаганды ЛГБТ. Сами участники называют эту вечеринку «арт-выставкой».
Дом Романовых учуял на вечеринке Ивлеевой кокаин прошлого века
Роскошь точно так же выставлялась напоказ, что привело к социальному взрыву в 1917 году.