Теневой сектор российского бюджета растет, а отчетность госкомпаний публикуется в крайне ограниченном объеме — такие выводы содержатся в отчете Международного валютного фонда (МВФ) по фискальной прозрачности в РФ. Эксперты фонда предупреждают, что нехватка информации по госкомпаниям затрудняет оценку реальной долговой нагрузки государства, в целом же величина госсектора в российской экономике уже превосходит 70% ВВП, а долговая нагрузка лишь 26 крупнейших госкомпаний — 102% ВВП, подсчитали в МВФ.
Детальная отчетность предоставляется лишь по 60% расходов публичного сектора, говорится в отчете МВФ по фискальной прозрачности в России (миссия фонда анализировала отчетность в октябре прошлого года). При этом если информацию Минфина по федеральному и региональным бюджетам эксперты фонда оценивают как "полную", то данные по финансируемым правительством госагентствам и квазигосударственным структурам практически не предоставляются, констатируют в фонде. Согласно методологии МВФ, для расчета общего фискального баланса учитываются также внебюджетные фонды (в сумме с бюджетом они составляют сектор государственного управления, СГУ), а также госкомпании, включая госбанки. Подобный подход используется для того, чтобы нивелировать эффект от переноса расходов и долгов правительства на фонды и агентства.
В российской экономике общая доля госсектора, по оценке МВФ, составляет не менее 71% ВВП, в том числе госкомпании формируют порядка 29% ВВП (официальные расходы консолидированного бюджета и внебюджетные фонды — 37% ВВП). При этом в официальной статистике Минфина по госрасходам сектора госуправления не учтены операции фонда развития ЖКХ, "Роснано" и "Автодора" (2,7% ВВП в сумме), секретная часть бюджета, составлявшая в 2012 году 14%, к 2016 году может возрасти до 25% (по большинству стран ОЭСР эта доля не превышает 1% расходов). Итоговое сальдо по СГУ в 2012 году составляло 3,8% ВВП, по госкомпаниям — минус 0,9%, подсчитали в МВФ. При этом, по оценке экспертов ЦМАКП, в 2012 году РФ была чистым кредитором — минус 0,7% ВВП, в 2013 году тенденция изменилась: чистый долг расширенного правительства составил 1% ВВП.
Более заметные различия со статистикой Росстата и Минфина отмечаются при учете активов и обязательств госсектора. Так, по оценке МВФ активы на балансе госструктур и госкомпаний составляют в сумме 381% ВВП (половина из них неучтенные сырьевые запасы нефти и газа), обязательства — 400%. При этом официальный долг правительства составляет лишь 11% ВВП, 282% — непокрытые выплаты Пенсионного фонда, еще 102% — долги госкомпаний (МВФ приводит данные в сумме по 26 крупнейшим структурам). Проблема кроется не только в учете пенсионных обязательств, но и отнесении той или иной компании с госучастием к госсектору, отмечают в фонде. Из более 40 тыс. компаний публичного сектора половина — унитарные предприятия, четверть — акционерные компании, в Росстате и Минфине большую их часть относят к коммерческим предприятиям, однако при применении рыночного теста оценка будет в корне другой, считают в фонде.
Оценка доли госсектора дополнительно осложняется тем, что во многих формально коммерческих компаниях в акционерном капитале имеется доля государства, в какой степени причислять ее к госсектору, неясно, отмечает Арсений Мамедов из Центра развития. Елена Пенухина из ЦМАКП полагает, что переход на новую методологию в РФ может состояться нескоро, для подобных расчетов пока что нет всей необходимой информации. В МВФ ожидают, что первые оценки могут появиться через четыре-шесть лет, над этим уже работает межведомственная группа Минфина, ЦБ и Росстата. Впрочем, включение доходов и расходов расширенного госсектора в отчетность не слишком сильно отразится на итоговом сальдо, признают в фонде. Тогда как для оценки реального размера долговой нагрузки и фискальной позиции правительства такой анализ является критически важным, заключают в МВФ.
Две пятых государства отдыхают в тени
МВФ представил расчеты величины госсектора экономики России.