Total определилась с преемником своего трагически погибшего в авиакатастрофе во Внуково руководителя Кристофа де Маржери: главным исполнительным директором компании вчера был назначен глава перерабатывающего блока Патрик Пуйянне. При этом новому руководителю подобрали временного "наставника": главой совета директоров стал Тьерри Демаре, который возглавлял Total до 2007 года. Новое руководство Total пока не замечено в антироссийских настроениях, но источники "Ъ" в отрасли с осторожностью смотрят на будущую политику компании в стране.
Total не смогла заменить погибшего Кристофа де Маржери одним топ-менеджером. Главным исполнительным директором компании назначен глава блока по переработке нефти Патрик Пуйянне, а должность главы совета директоров (господин де Маржери совмещал их) занял Тьерри Демаре. Последний возглавлял Total в 1995-2007 годах, а ее совет директоров — до 2010 года. В кресло главы совета он вернулся до конца 2015 года, затем должности снова будут совмещены.
Господина Пуйянне, работающего в компании с 1997 года, называли в числе возможных преемников Кристофа де Маржери, сразу после того как глава Total в ночь на вторник погиб в авиакатастрофе: его самолет при взлете во Внуково столкнулся со снегоуборщиком (подробнее — см. "Ъ" от 22 октября). Тогда упоминались и фамилии других менеджеров компании, в том числе главы блока маркетинга Филиппа Буассо. Сам Кристоф де Маржери всегда говорил, что во главе Total не может оказаться человек со стороны, и занимался подготовкой преемника, которым считали как раз господина Пуйянне. Новый топ-менеджер — профессиональный горный инженер, но он занимался также и политикой на разных постах в двух кабинетах министров Франции. Французская Le Monde утверждает, что "мало кто из нынешнего руководства компании так похож на господина де Маржери". Патрику Пуйянне приписывают невероятную интуицию, скорость в принятии решений и их реализации, а также взрывной темперамент.
При его "напарнике" Тьерри Демаре Total стала крупнейшей компанией Франции и одним из крупнейших нефтегазовых концернов мира. На счету топ-менеджера сделки по слиянию с бельгийской Petrofina в 1998 году и поглощение французской Elf Aquitaine. Но карьеру господина Демаре подкосили аварии — крушение танкера "Эрика" в 1999 году и авария на химзаводе AZF в Тулузе в 2001 году.
Будут ли новые менеджеры продолжать политику Кристофа де Маржери в отношении России, пока неясно. Погибший глава компании считался союзником Москвы и выступал за расширение бизнеса в стране. При нем Total стала акционером НОВАТЭКа (18,2%), получила 20% в проекте "Ямал СПГ", но первый проект в России — разработку Харьягинского месторождения — компания начала еще в 1995 году, то есть при Тьерри Демаре. Кристоф де Маржери также публично выступал против санкций в отношении РФ.
Патрик Пуйянне также знаком с российскими реалиями: он в Total отвечал за закупки нефти, где одним из основных рынков для компании является Россия. Но источники "Ъ", близкие к Total, не исключали, что интерес к ведению бизнеса в России у французской компании может ослабнуть. По их словам, мало кто в Total в последнее время поддерживал позицию Кристофа де Маржери. Вчера один из собеседников "Ъ", знакомый с новыми топ-менеджерами Total, сказал: "В целом они всегда были настроены к России по-рабочему, но другой вопрос, что у нового руководства нет такого авторитета в компании, какой был у Кристофа. Поэтому политика ее может меняться".
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research считает, что Total продолжит развитие в России: компания много лет присутствует в стране, вложила серьезные средства и в целом пользуется поддержкой властей. Господин Демаре, по словам аналитика, не был ярым сторонником расширения бизнеса в России, но он фигура, скорее, временная, которая вряд ли будет серьезно влиять на политику Total. В то же время, добавляет господин Нестеров, Патрик Пуйянне больше работал с Кристофом де Маржери и должен понимать особенности ведения бизнеса в РФ.
Двое за одного
Кристофу де Маржери нашли парную замену.