Смена секретаря Госсовета – нерядовое кадровое решение. В 2020 году планировалось, что этот орган должен стать одним из ключевых центров управления страной. Для президентской структуры нашли место в Конституции, наделили её широкими возможностями, но она так и не вышла из политической спячки. Алексей Дюмин получил шанс довести эту часть конституционной реформы до конца. Если помощник президента решит эту задачу, то станет одной из ключевых фигур в государстве. Не сможет – останется на вторых ролях.
Историю Государственного совета РФ можно разделить на несколько этапов. Он был создан в 2000 году указом президента как совещательный орган и на первом этапе представлял собой декоративную структуру. Считалось, что участие в нём губернаторов стало моральной компенсацией за лишение их сенаторского статуса. Реальной пользы главам регионов членство в совете не давало. Они могли использовать заседания лишь как площадку для личного общения с председательствовавшим на них президентом.
Активизация деятельности Госсовета пришлась на 2018 год. В числе других структур он был привлечён к продвижению пенсионной реформы и сыграл важную роль в сохранении социальной стабильности в стране. Постепенно президентский орган начал брать на себя ряд внутриполитических функций, оставаясь при этом на вторых ролях.
В 2020 году Государственный совет стал конституционным органом. В ходе подготовки проекта поправок к основному закону страны обсуждалось несколько путей его реформирования. Звучали различные мнения. Одни политики считали, что Госсовет должен стать ключевой структурой в новой системе государственной власти, другие настаивали на его включении в исполнительную власть. Но в итоге за основу был принят третий вариант. Орган остался совещательным и не получил даже права самостоятельной законодательной инициативы.
Но в Конституцию и закон о Госсовете был заложен ряд «спящих» норм, позволяющих ему в любой момент выйти на первые роли в управлении государством.
Одна из таких норм даёт Госсовету право рассматривать «вопросы, касающиеся взаимодействия органов публичной власти», обеспечивать их согласованное функционирование. Учитывая, что новая редакция Конституции включает в понятие «публичная власть» все государственные и муниципальные структуры, за этой формулировкой скрываются практически безграничные возможности. Термин «обеспечение согласованного функционирования» настолько широк, что может подразумевать выработку предложений по перераспределению полномочий органов власти, изменению их функционала, структуры и многие другие шаги.
Ещё одной «спящей» нормой стало право обсуждения «основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации». В случае её реализации Госсовет сможет определять критерии назначения руководителей ключевых властных структур. И не факт, что этим критериям будут соответствовать их действующие главы.
Но и этот список не является полным.
В отдельной норме упоминается, что «президент Российской Федерации может возложить на Государственный совет иные задачи, имеющие важное государственное значение».
За прошедшие с момента изменения Конституции неполных четыре года Госсовет не смог в полной мере раскрыть свой потенциал. Первые сигналы о том, что президентская структура принимает реальное участие в управлении государством, появились лишь в этом месяце. Яркий пример – назначение бывшего губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва новым министром энергетики РФ. Возглавляя в течение нескольких последних лет профильную комиссию Госсовета, он лоббировал вопрос об отмене решения о снижении доли угольной генерации в России. По данным «Октагона», именно эти наработки могут войти в план работы ведомства на ближайшие годы.
Одним из препятствий для развития Госсовета как конституционного органа была фигура его бывшего секретаря – помощника президента Игоря Левитина. Он не стремился проявлять активность. Проводимая Левитиным политика наталкивала многих на мысль, что пост секретаря мог быть для него не более чем почётной пенсией.
Назначение секретарём Госсовета Алексея Дюмина может стать началом нового этапа развития президентского совета. В ближайшее время ему предстоит стать одним из главных центров обсуждения муниципальной реформы. В соответствии с Конституцией местное самоуправление должно войти в единую систему публичной власти. Однако в 2021 году принятый в первом чтении соответствующий законопроект был отложен в долгий ящик. Главная причина – отсутствие в проекте норм, позволяющих вывести местное самоуправление из глубокого бюджетно-финансового кризиса.
По сведениям источников «Октагона», этот вопрос встанет на повестке дня во второй половине текущего года после завершения налоговой реформы. От позиции Госсовета во многом будет зависеть то, какие дополнительные источники доходов получат города и районы и какими станут новые принципы их взаимодействия с субъектами федерации.
Государственный совет может стать ключевой структурой при обсуждении поправок к Бюджетному кодексу. После повышения ставок налогов нужны будут решения о нормативах их зачисления в разные уровни бюджета.
Собеседники «Октагона» не исключают, что параллельно с этим станет вопрос об изменении правил выделения средств крупнейшим бюджетополучателям.
Последнее затронет интересы многих представителей не только региональной, но и федеральной элиты. На подходе и другие проекты по изменению социально-экономической системы России.
Новый пост Алексея Дюмина даёт ему возможность за короткий срок расширить политическое влияние, стать инициатором перестройки системы управления страной, подняться на максимально высокую ступеньку в административной иерархии. Хватит ли у Дюмина личных компетенций и качеств, чтобы не упустить эту возможность, станет известно в самое ближайшее время. Источники издания допускают, что первые сигналы о предстоящем превращении Госсовета из формального органа в конституционный прозвучат уже на его предстоящем заседании.
Дюмин не даст пропасть Госсовету
Игоря Левитина сменил бывший тульский губернатор.