До этого аудит работы центра провела Контрольно-счетная палата. Как выяснила «Фонтанка», одним из инициаторов проверок стал член политсовета петербургского отделения «Единой России» Борис Гвоздов. Принадлежащий ему дебаркадер «Парус» ЦПЭИГИ выселил в 2013 году, а теперь пытается взыскать через суд 5 млн рублей затрат.
В 2012 году у Ждановской набережной, напротив стадиона «Петровский», лег на грунт дебаркадер «Парус» – один из самых старых плавучих объектов в Петербурге. Еще в 1970-х на нем, тогда ресторане, выступали певцы шансона Аркадий Северный и «Братья Жемчужные». Авария стала результатом процесса по выселению дебаркадера, превратившегося в настоящее противостояние собственника — ООО «Ината» Бориса Гвоздова со Смольным. Предприниматель не пускал сотрудников госструктур на судно и специально подтопил его, чтобы избежать буксировки, заявили тогда в КУГИ . Дебаркадер получил трещину из-за непрофессиональных действий ЦПЭИГИ, ответил владелец судна Борис Гвоздов.
Весной 2013 года дебаркадер все-таки покинул набережную. Его отбуксировал в водно-моторный клуб «Ленинградец» на Васильевском острове сам собственник. Однако на этом борьба не была закончена, а только вступила в новый, бумажный раунд. К расследованию выселения «Паруса» подключились суд, Контрольно-счетная палата (КСП), прокуратура и Следственный комитет.
Партийное плечо
Деятельность центра в августе – сентябре 2013 года проверяла КСП. Аудиторы выявили целый перечень недочетов в его работе. От отсутствия сметных расчетов и проектной документации на демонтаж до незаконной сдачи в аренду около 2,3 тыс. кв. м переданной центру недвижимости и одновременно — неиспользования более 70% помещений. Это, по версии аудиторов, нанесло городскому бюджету ущерб более чем в 100 млн рублей. Более того, деятельность центра незаконна, поскольку противоречит Конституции, запрещающей отчуждение имущества без решения суда, решили в КСП.
В конце января 2014 года материалы проверки поступили в прокуратуру, подтвердившую факты, обнаруженные аудиторами. 25 марта ведомство направило в Главное следственное управление Следственного комитета постановление для решения вопроса об уголовном преследовании главы учреждения — Алексея Дмитриева по ч. 1 ст. 293 УК «Халатность». Эта статья предусматривает наказание от штрафа до 120 тыс. рублей или дохода, полученного в срок до года, вплоть до исправительных работ и ареста. Однако поводом для претензий стало вовсе не использование городских участков и не проведение конкурсных процедур, а именно работа центра по выселению дебаркадера «Парус».
Как выяснилось, поводом для проверки явилось обращение в КСП депутата ЗакСа Алексея Макарова, члена «Единой России». Он подтвердил этот факт «Фонтанке». «Ко мне за несколько месяцев поступило 3 – 5 обращений предпринимателей, права которых были ущемлены». В том числе в приемную депутата поступили обращения Межрегионального общественного культурного фонда имени Валерия Суслова, гражданина Алексея Масленока и ООО «Ината», а точнее, собственника дебаркадера Ирины Гвоздовой, жены Бориса Гвоздова.
«Вызывает недоумение стоимость контракта (заключенного ЦПЭИГИ. — Прим. ред.). За перегон двух дебаркадеров (один из которых, «Кронверк», уже перегнан) предусмотрена сумма, превышающая 11 миллионов рублей. В то время как анализ рынка и предварительные договоренности с владельцами буксиров показывают, что стоимость перегона колеблется в диапазоне 200 – 300 тысяч рублей. Не возникает ли вопрос: кому и на что доверено расходование бюджетных средств?» – написала Ирина Гвоздова. При этом Алексей Макаров с Борисом Гвоздовым знакомы лично. Сам глава «Инаты» оказался не только предпринимателем, специализирующимся на сделках с недвижимостью. Одновременно он является секретарем Московского районного отделения «Единой России» и членом политсовета петербургского отделения партии.
Счастливый день для обращения в КСП
Возмущение «единоросса» Гвоздова вызвала попытка центра взыскать с него 5,3 млн рублей за проведение водолазных и обмерных работ перед буксировкой судна. Об этом ЦПЭИГИ предупреждал собственника еще в 2012 году, а соответствующий иск подал в Дзержинский районный суд в декабре 2013 года. Работы по итогам конкурса выполняло предприятие «БалтСпецФлот». Стоимость контракта на буксировку «Кронверка» и «Паруса» составляла 10,86 млн рублей. Подрядчику было оплачено 10,18 млн рублей.
«Судно находилось на плаву 45 лет, и мы были обязаны его обследовать перед буксировкой. Все произведенные работы подтверждены документами. Поскольку транспортировку судна собственник произвел самостоятельно, ее мы не оплачивали», – сообщил Алексей Дмитриев. В действиях «БалтСпецФлота» прокуратура также обнаружила признаки состава преступления ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Связаться с этой компанией не удалось.
По словам предпринимателя, центр не проводил указанные работы. Обследование и буксировку дебаркадера Борис Гвоздов выполнил самостоятельно. Ему они обошлись в 320 тыс. рублей, включая и обследование, и буксировку. Подрядчиком выступил «ПТР 27», рассказал предприниматель. При этом в «ПТР 27» «Фонтанке» сообщили, что выполняли работы по подъему судна в 2012 году, а в 2013 году его обследования не проводили. Буксировал судно тот же «БалтСпецФлот».
Как рассказал Борис Гвоздов «Фонтанке», обращение в адрес КСП им было направлено для того, чтобы подтвердить свою правоту, в частности в суде. «Это счастливый день, когда я обратился к депутату с просьбой о проверке. Сейчас бы мне доказать свою правоту было бы вообще невозможно. Меня же никто не слышит», – заявил Борис Гвоздов. Сейчас дебаркадер находится на плаву и предприниматель рассчитывается договориться с КУГИ об аренде одного из участков набережной Невы в летнее время.
В Смольном, напротив, уверены в правоте собственной структуры. 21 апреля на заседании Бюджетно-финансового комитета ЗакСа за ЦПЭИГИ вступился вице-губернатор Михаил Мокрецов. До этого — глава КУГИ Мария Смирнова. В марте, по результатам проверки КСП, аудиторам был направлен план мероприятий по устранению замечаний из 27 пунктов. «На данный момент мы практически все претензии сняли. До 10 мая мы завершим подачу исков по взысканию с предпринимателей средств, затраченных на освобождение городской земли и помещений в 2011 – 2013 годах», – пояснил Алексей Дмитриев. Санкции Смольного, принятые в отношении ЦПЭИГИ, ограничились увольнением бухгалтера.
Справка:
Дебаркадер «Парус» был установлен на Ждановской набережной, у стадиона «Петровский» в 1968 году. А в 2000-х площади занял частный Институт психологии и акмеологии. В середине «нулевых» Смольный решил отказаться от практики круглогодичного размещения у набережных плавучих ресторанов, спортклубов и офисов. В первую очередь, КУГИ взялся за должников — суда «Кронверк» и «Парус». Последний не оплатил городу около 1,8 млн рублей аренды. В 2006 году КУГИ расторг договор с владельцем дебаркадера — ООО «Ината», а еще через два года это решение в двух инстанциях подтвердил суд.
Тем не менее фактически до выселения дело дошло только в 2012 году - судно несколько раз переоформлялось на новых собственников. И судебные приставы были вынуждены закрывать исполнительные производства. На этот раз к освобождению набережной КУГИ подключил «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» (ЦПЭИГИ), созданный годом ранее. Он принес «повестку» о выселении «Паруса» 14 сентября 2012 года. Однако буксировка судна обернулась скандалом. 1 октября дебаркадер затонул. По этому факту Борис Гвоздов обращался в прокуратуру, в Следственный комитет, к заместителю полпреда президента в СЗФО Сергею Зимину.
«ЕдРо» и Смольный столкнулись под «Парусом»
Главное следственное управление СК РФ проводит доследственную проверку деятельности смольнинского Центра повышения эффективности использования государственного имущества (ЦПЭИГИ), по результатам которой может быть возбуждено уголовное дело против его руководителя — Алексея Дмитриева.