На ее счету сериалы «Кухня», «Светофор», «Последний из Магикян», «Два отца, два сына», шоу «Уральские пельмени», «6 кадров», «Даешь молодежь» и др. В интервью РБК совладелец и генеральный продюсер Yellow, Black and White Эдуард Илоян рассказал, как продюсерская студия хотела купить эфирные каналы «Ю» и «Пятница», опроверг связь с украинским олигархом Игорем Коломойским и объяснил, почему владельцы бизнеса заинтересованы в появлении стратегического партнера.
«Альтернативы Украине просто нет»
— Главный вопрос, который задают про Yellow, Black and White: чьи же они, кто собственник группы? Одно время многие считали, что вы связаны с генеральным продюсером «СТС Медиа» и гендиректором СТС Вячеславом Муруговым.
— Я уже устал отвечать на этот вопрос. Я уже слышал помимо Вячеслава Муругова еще пять-шесть версий, чьи же мы. Причем в зависимости от того, в какой среде вращаешься, слышишь разные мнения. Эти разговоры понятны: многим кажется, что мы должны быть с этим каналом аффилированы. Но если бы так было, канал заказывал бы нам все эти проекты.
— А разве это не так?
— За все это время СТС заказал нам только «6 кадров». Все остальные проекты мы инициируем сами, просто приносим на канал и говорим: «Посмотрите видео. Нравится, хотите?» Так что, отвечая на ваш первый вопрос, подчеркиваю: мы абсолютно независимые. Хорошо ли это или плохо в сегодняшней конъюнктуре, вопрос, может быть, спорный. Но нам пока комфортно. Мы независимы и, являясь владельцами бизнеса, сами принимаем все решения. Владельцами компании сегодня являются основатели группы плюс менеджмент. У нас партнерская система, и большинство наших сотрудников, прежде всего продюсеров, дорастают до того, что становятся партнерами в проектах.
— Какова ваша доля в компании?
— Я бы не хотел говорить конкретно про свой пакет. Скажу так: я, Виталий Шляппо и Алексей Троцюк являемся мажоритариями. У нас троих вместе около 80%.
— В последний год на телевизионном рынке бытует мнение, что совладельцем группы является Игорь Коломойский, владелец украинской группы «Приват» и телеканала «1+1», а с весны этого года еще и губернатор Днепропетровской области. Коломойский действительно бенефициар Yellow, Black and White?
— Отвечаю: нет. У нас с группой «1+1» есть крупный договор на контент, такой output deal на территорию Украины (право преимущественной продажи произведенного контента. — РБК). Об этом мы договорились еще года два назад, когда студии был необходим стратегический партнер на Украине. На тот момент у группы Рената Ахметова были уже схожие договоренности с Comedy Club Production, поэтому на украинском телевизионном рынке оставались, по сути, только два ключевых игрока — группа Виктора Пинчука («Новый канал», СТБ и др.) либо группа каналов «1+1» Коломойского («1+1», ТЕТ и т.д.). «Плюсы» предложили нам лучшие условия, и весь контент, который мы производим и который раньше выходил на разных украинских каналах, перекочевал на «1+1» и ТЕТ. Поэтому, видимо, кто-то и решил, что у группы появились новые акционеры. Но, повторяю, это не так.
— Сейчас вы по-прежнему поставляете контент на «1+1»?
— На украинском телевизионном рынке сейчас очень непростая ситуация. Украинские каналы либо вообще ничего не платят за уже «отгруженный» контент, либо предлагают российским каналам и продакшен-компаниям пересмотреть условия или реструктурировать платежи. Это, к сожалению, общая проблема.
— Насколько партнерство с Украиной важно для российских продюсеров?
— Очень важно, потому что для большинства продюсеров — это вопрос рентабельности бизнеса. На Украину приходится порядка 15—25% нашего рынка производства телеконтента. Поэтому, конечно, для всех это ощутимый удар. И тут стоит вопрос, как компенсировать потери: либо российские телеканалы должны теперь больше платить за контент, оставляя себе больше прав, либо надо искать какой-то другой выход из ситуации. Не забывайте также, что есть продакшены, продукцию которых теперь вообще не покажут на Украине, — речь идет о сериалах про российских военных, сотрудников спецслужб и т.п. Производители таких сериалов автоматически лишились части дохода. Нам в этом отношении легче: мы сосредоточены на развлечениях, наш контент вне политики.
— Сегодня есть смысл продолжать сотрудничество с украинскими вещателями? Будут у них деньги?
— Честно говоря, про деньги не знаю. Думаю, что смысл все-таки есть. В любом случае там живет русскоязычное население, это второй по величине русскоязычный рынок. Альтернативы ему просто нет. Рынок Казахстана по сравнению с Украиной очень маленький, все остальные — еще меньше. Чтобы сделать качественный высокобюджетный проект, нужны охват и средства. Поэтому, наверное, лучше было бы, если бы к софинансированию подключились российские телевещатели.
— Но ведь и на российском рынке все не так хорошо. Если в начале года прогнозировался рост телерекламного рынка минимум на 6%, то сейчас, к примеру, аналитики ZenithOptimedia говорят только о 3%. И это сегодня считается очень оптимистичным прогнозом. По идее, российские телеканалы должны сейчас сокращать расходы на контент.
— В этом-то и главная беда. Пока телеканалы еще официально не говорят о том, что намерены сокращать расходы на контент, но не исключено, что к концу года они об этом заявят. Тут все зависит от геополитики. Нам же остается только держать руку на пульсе.
«Зависимость ТНТ от Comedy была больше»
— Вашим основным партнером был и остается канал СТС. По идее, зависимость от одного поставщика очень рискованна для вещателя.
— На самом деле у СТС много партнеров. Помимо нас наберется, наверное, еще около 20—30 компаний, которые что-то производят для канала. Думаю, наша доля из всего того, что произведено для канала в год, составляет около 25—30%. Но если смотреть на то, что идет в эфире, то это уже, без учета голливудского кино, возможно, и 40—50% прайм-тайма. Просто наши успешные продукты часто повторяются и поэтому занимают много эфирного времени. Но есть на любом канале и проекты, которые списали после первого же показа или которые пока лежат на полке и ждут своего часа. Слава богу, это не наши проекты.
Мы действительно гордимся своим сотрудничеством с СТС. Думаю, и канал гордится тем, что работает с нами. Сколько канал зарабатывает на нашем контенте, он не озвучивает, но мы уверены, что и для них это выгодное сотрудничество и высокомаржинальная история.
— При такой зависимости холдинг «СТС Медиа» просто не может не задумываться о покупке, по крайней мере, доли в Yellow, Black and White.
— Это вопрос к руководству «СТС Медиа», в первую очередь к Юлиане Слащевой (гендиректору «СТС Медиа» с августа 2013 года. — РБК). Да, мы вели такие переговоры и ведем, но пока ни к чему не пришли. Переговоры ведутся еще со времен Антона Кудряшова (ушел с поста гендиректора в декабре 2011 года. — РБК), потом мы говорили с Борисом Подольским, потом с Юлианой. Сейчас, как мы говорим, мы живем с СТС в гражданском браке, в котором у нас есть несколько здоровых детей. Конечно, хорошо бы было узаконить этот брак, чтобы и этим детям было хорошо и чтобы ни одна из сторон не думала, что партнер ей изменяет. Поскольку, как только у нас появляется проект на другом канале, наших коллег с СТС это немного коробит. Они не могут нам запретить работать с другим вещателем, но по-человечески их я прекрасно понимаю.
— А вам интересно работать с другими вещателями?
— Мы уже очень глубоко работаем с другими каналами. В 2015 году наши проекты будут показывать на всех каналах из топ-5.
— В декабре 2011 года телеканал ТНТ приобрел за 10,3 млрд руб. 74,99% группы Comedy Club Production, своего основного поставщика контента. То есть вся продюсерская компания была оценена почти в 13,7 млрд руб., или в 466 млн долл. Если ориентироваться на ту сделку, какова может быть стоимость Yellow, Black and White?
— Я не готов сейчас отвечать на этот вопрос. Могу лишь отметить, что Comedy Club Production на момент продажи была меньше, чем Yellow, Black and White сейчас.
— Но зависимость ТНТ от Comedy Club, пожалуй, была больше, чем СТС от вас.
— Возможно. Но я имел в виду библиотеку, команду продюсеров, проекты. За три года после сделки Comedy Club сделала меньше, чем мы сделаем за следующие три года. У нас уже в разработке и производстве проекты 2017—2018 годов.
— Какова выручка Yellow, Black and White за 2013 год и каков прогноз на этот год?
— Выручка студии в 2013 году составила 2,3 млрд руб., в 2014 году мы прогнозируем рост более чем на 40%.
— Какова рентабельность бизнеса по EBITDA?
— Около 20%. Раньше у нас рентабельность была и минусовая — когда мы инвестировали в проекты. Потом мы вышли на 12—15%, и маржа увеличивается по мере роста качественной библиотеки. Мы диверсифицируемся — идем в Интернет, в кино. Выходим на рынок B2C, чтобы работать напрямую с потребителем, не зависеть от рекламы. Думаю, у нас в этом отношении сбалансированная история. Мы сейчас запускаем на ближайшие три года порядка 20 кинопроектов.
«Не факт, что эти деньги отобьются»
— Вы заинтересованы в том, чтобы у вас появился стратегический инвестор в лице канала-вещателя?
— Да, говорю честно: заинтересованы. Мы думаем в первую очередь не о деньгах, поскольку мы люди не бедные и не жадные, мы думаем в первую очередь о будущем развитии. И нам нужны не хозяева, а партнеры.
— Когда вещатель покупает продакшен, все выглядит очень логично: будущее за производством контента, а эфирный телеканал — всего лишь платформа. Однако про вас рассказывают истории прямо противоположные: это вы в прошлом году ходили и вели переговоры о покупке эфирных каналов. Было такое?
— Было такое. Нам для создания своей «экосистемы» пока не хватает системы дистрибуции. Чтобы наш бизнес был замкнутым циклом, нам надо самим производить GRP (пункты рейтинга; условные единицы, по которым на ТВ продается реклама и которые отражают число зрителей, увидевших рекламный ролик. — РБК). Для этого нам нужен эфирный телеканал. И мы действительно в партнерстве с разными инвесторами, фондами и банками, смотрели на то, чтобы купить долю в одном из существующих эфирных каналов. На каком-то этапе этот процесс застопорился. И слава богу, потому что начались все эти катаклизмы, к которым так чувствителен рекламный рынок.
Мы сами немножко притормозили эту ситуацию, хотя по-прежнему думаем о системе дистрибуции. Но платить 300—400 млн долл. за аналоговое вещание все-таки слишком рискованно. Не факт, что эти деньги отобьются. Непонятно, что будет с переходом на цифровое вещание, с мультиплексами. При этом активно развиваются digital-платформы. В общем, уравнение с очень многими неизвестными, которое мы будем пробовать решить в среднесрочной перспективе.
— Рассказывают, что вы смотрели на каналы «Ю» и «Пятница».
— Было три канала. Мы смотрели на «Ю», «Пятницу», а потом «СТС Медиа» нам предложил: «Если вы ищете канал, то обратите внимание на «Перец».
— За «Ю» его владельцы хотели 350 млн долл., за «Пятницу» — 170—180 млн, правильно?
— Да, примерно так. Из всех трех каналов «Ю» был наиболее репрезентативным по финансовым показателям. Он был прибыльный, и мультипликаторами можно было объяснить сумму, почему владельцы так оценили этот бизнес. На «Пятнице» висели большие долги.
— А «Перец» могли отдать вам в управление с последующим опционом на его покупку.
— Там была сложная структура, мы могли частично что-то купить, затем получить опционы на докупку, если канал выдаст запланированные результаты. Но ни до чего конкретного так и не дошло, поскольку было непонятно, что будет тогда с флагманским каналом СТС, если практически вся наша команда уйдет работать на «Перец». Откровенно говоря, мы бы не справились с двумя каналами одновременно, поскольку все усилия пришлось бы направить на приоритетный нам ресурс.
— Сейчас как вы сформулируете стратегию вашего развития?
— Мы продолжим работать в первую очередь над киносериалами. Это важно подчеркнуть: именно киносериалами — их качество должно быть таким, как у полнометражных фильмов, их должны делать кинорежиссеры. Будем продолжать все наши успешные телефраншизы — «Кухня», «Последний из Магикян», «Светофор». Осенью на канале «Россия 1» у нас премьера: 24 серии криминальной драмы в духе «Крестного отца» и «Клана Сопрано», созданной совместно с кинокомпанией «Небо» Резо Гигинеишвили. Будем работать над кинофраншизами. «Кухня в Париже» уже стала такой, поскольку уже точно будет продолжение — «Кухня в Шанхае». В разной степени готовности находятся новые фильмы. Совместно с «Централ Партнершип» выпустим в этом году комедии «Любит не любит» и «Ставка на любовь». Также внимательно смотрим на рынок digital, где у нас уже есть проект Molodejj.tv.
ЭДУАРД РОБЕРТОВИЧ ИЛОЯН
Родился в 1983 году в Ереване. В 2004 году окончил Российский университет дружбы народов (РУДН). Кандидат экономических наук. Был одним из основателей и директором команды КВН РУДН. В 2006 году вместе с товарищами по КВН из других команд Виталием Шляппо и Алексеем Троцюком основал компанию Yellow, Black and White. В 2007—2012 годах — исполнительный продюсер «СТС Медиа». С 2012 года — генеральный продюсер и председатель правления Yellow, Black and White. Продюсер таких проектов, как «Кухня», «Последний из Магикян», «Уральские пельмени», «Даешь молодежь», «Светофор», «Кухня в Париже» и др.
ГРУППА КОМПАНИЙ YELLOW, BLACK AND WHITE
Создана в 2006 году кавээнщиками Эдуардом Илояном, Виталием Шляппо и Алексеем Троцюком. Производит для СТС телепрограммы «Уральские пельмени», «Шесть кадров», «Даешь молодежь», «Одна за всех», сериалы «Кухня», «Последний из Магикян», «Светофор», «Корабль» и др. По подсчетам исследовательской компании KVG Research, в 2012 году выпустила 100 премьерных часов телеконтента, в 2013-м — примерно 130 часов. В мае 2014 года выпустила в прокат картину «Кухня в Париже», которая при производственном бюджете, по данным «Кинопоиска», 2,3 млн долл. собрала почти 14 млн долл. Заявленная выручка всей группы в 2013 году — около 2,3 млрд руб.
Эдуард Илоян - РБК: «Мы живем с СТС в гражданском браке»
Компания Yellow, Black and White, созданная в 2006 году бывшими кавээнщиками, сегодня является ключевым поставщиком контента для «СТС Медиа».