Владимир Путин призвал все предприятия страны быть готовыми к наращиванию военного производства. Поводом для этого мог стать подготовленный в США военный бюджет на 2018 год, сумма которого составляет рекордные 700 млрд долларов. Он предусматривает перестройку и перевооружение американской армии, при этом ряд мер направлен исключительно на противодействие России.
«Наша Версия» разбиралась, что именно планируют сделать в Пентагоне и сможет ли Москва адекватно ответить на увеличение Вашингтоном своих военных расходов.
В начале ноября комитеты по делам вооружённых сил обеих палат конгресса США согласовали законопроект о бюджете Минобороны страны на 2018 финансовый год. По сравнению с прошлогодним он вырос на 80 млрд долларов. Дополнительные средства выделены в том числе и для увеличения общей численности американской армии, которая выросла почти на 10 тыс. человек, в итоге общая численность вооружённых сил США составит 1,357 млн человек. Для того чтобы сделать армейскую службу ещё более привлекательной, на увеличение денежного довольствия военным выделено 141,8 млрд долларов. Из параметров бюджета видно: США намерены продолжать отстаивать интересы демократии за пределами страны.
Москву вынуждают потратиться на новую ракету
Значительные суммы закладываются на проведение технической модернизации армии. Представленные данные по закупкам показывают, что США запустили серьёзную программу по переоснащению вооружённых сил – прежде всего ВВС и ВМС. В 2018 году Пентагону планируется выделить 10,1 млрд долларов на покупку 90 ногофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. Кроме того, будет потрачено 2,9 млрд на вспомогательные самолёты. Вертолётный парк пополнят 71 вертолёт АН-64Е Apache, 92 вертолёта UH-60 Black Hawk и другие. На обновление наземного вооружения выделяется 2,2 млрд – здесь среди прочего будут закуплены танки M1 Abrams. На усиление американского военного флота предусмотрено выделение 26,2 млрд долларов, которые пойдут на строительство 14 кораблей.
Законопроект также поддерживает модернизацию ядерной триады США, как сообщается, для того, чтобы вооружённые силы могли «противостоять российским ядерным провокациям». В частности, 58 млн долларов решено израсходовать на разработку ракеты средней дальности наземного базирования. Утверждается, что это вынужденная мера в ответ на действия России, которая, по мнению американцев, нарушает положения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), запрещающего сторонам иметь баллистические ракеты наземного базирования и крылатые ракеты радиусом действия от 500 до 5500 километров. Напомним, что Россия и США обмениваются упрёками в нарушении Договора о РСМД не первый год.
Так, Вашингтон обвиняет Россию в испытании запрещённых договором ракет, а Москва указывает на то, что США используют в своих системах ПРО в Восточной Европе пусковые установки МК-41, которые по договору можно размещать на кораблях, но нельзя перебазировать на сушу. Эксперты считают: если анонсируемая конгрессом ракета действительно появится в американском арсенале, то Россия будет вынуждена разработать и поставить на вооружение новую ракету средней дальности. А для этого придётся увеличивать военные расходы.
Похоже, что в Кремле к такой перспективе отнеслись спокойно. 22 ноября Владимир Путин заявил, что предприятия ОПК, как государственные, так и частные, должны быть готовы при необходимости увеличить объём выпуска военной продукции.
Военный бюджет США в 10 раз превышает российский
Ряд российских военных экспертов считают, что такое стремительное увеличение военного бюджета США – это реакция американцев на военное усиление России последних лет. Сегодня Россия входит в топ-10 стран по военным расходам, занимая 7-е место в мире по милитаризации экономики. Исследования PwC «Перспективы глобальной обороны» показали, что за два последних года расходы Москвы на оборону достигли 5,3% ВВП, или 69,2 млрд долларов. Такая нагрузка на экономику обычно означает, что страна целенаправленно готовится к войне. США в этом списке находятся на 17-м месте, однако в денежном эквиваленте расходы Вашингтона на оборону в 10 раз превышают российские затраты. Очевидно, что в обозримом будущем достигнуть паритета с США в этом вопросе невозможно. Более того, дальнейшее увеличение военных расходов способно подорвать сжимающуюся российскую экономику, как это уже случилось перед развалом Советского Союза. Тем не менее расходы на оборону в России продолжат расти. В последнее время они маскируются секретными статьями в бюджете страны, доля которых с каждым годом увеличивается.
С 2010 года по настоящее время действует государственная программа вооружения (ГПВ), которая является мощной нагрузкой на российский бюджет – объём расходов по ней оценивается в астрономические 20 трлн рублей.
Наибольшие затраты связаны с перевооружением флота, приобретением авиационной техники и закупками средств воздушно-космической обороны. Также значительные средства направлены на модернизацию стратегических ядерных сил и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме того, выделяются средства на оснащение новыми образцами вооружений Сухопутных войск и ВДВ. При этом из-за конфликта на Украине и размещения инфраструктуры НАТО у российских границ ГПВ уже неоднократно пересматривалась. В ближайшее время должны быть согласованы параметры новой государственной программы вооружения на 2018–2027 годы. Её финансирование предварительно заявлено также в объёме 19 трлн рублей.
Нужно отметить, что, несмотря на достаточно серьёзные вливания в ГПВ, ряд экспертов скептически оценивают её результаты. Главной причиной стало то, что сроки поставок в войска новой техники постоянно переносятся, в связи с чем появляются подозрения, что большинство из перспективных разработок окажутся неэффективными или потребуют дополнительного финансирования. К примеру, истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) в 2017 году уже должен был поступить на вооружение ВВС, но этого так и не произошло. Практически исчезли новости о современной системе ПВО/ПРО С-500 «Прометей», которую обещали передать в войска до 2020 года. Много говорят, но пока никто не видел гиперзвуковую ракету «Циркон».
Кроме того, в этом году, по заявлениям представителей оборонки, должны были начаться серийные поставки боевой техники нового поколения на единых платформах «Армата», в том числе танк Т-14, боевая машина пехоты «Курганец-25», бронетранспортёры «Бумеранг». Но их так и нет. Не приняты на вооружение анонсированные современные робототехнические комплексы. Ситуацию же со строительством военных кораблей можно наблюдать по злоключениям с головным кораблём проекта 22350 «Адмирал Горшков». Многоцелевой фрегат дальней морской зоны был заложен в 2006-м, спущен на воду в 2010-м, но по состоянию на конец 2017 года из-за недоработок так и не принят флотом на вооружение, хотя согласно ГПВ к 2020 году в строй уже должны были быть введены восемь фрегатов этого типа.
Василий ЗАЦЕПИН, военный эксперт, заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара:
– В сложившейся экономической ситуации 19 трлн на вооружение армии – это запредельные цифры. Сейчас нужно как минимум прислушаться к мнению Министерства финансов, которое предлагало снизить военные расходы до 13 триллионов. Хотя в России нет даже предложенной Минфином суммы. От таких решений проигрывает вся экономика, но выигрывают чиновники, причастные к ОПК, и их лоббисты.
ОПК настолько накачан деньгами, что даже центральный банк забеспокоился, поскольку возник явный пузырь. Военную промышленность буквально заливают деньгами, но эффект от этого незначительный. В прошлом году разразился скандал, когда выяснилось, что на счетах военных предприятий зависли миллиарды рублей. Программа вооружения не просчитана, а потому выполняется в лучшем случае на 75%. Однако реальное положение дел засекречивается, что ведёт к снижению конкуренции, взвинчиванию цен на военную продукцию и получению сверхприбылей, идущих не на модернизацию производства, а в карманы отдельных коммерсантов и чиновников.
В итоге стоимость вооружения, в том числе разрекламированного танка Т-14 «Армата», оказывается в разы выше первоначально заявленных, а ряд современных систем так и не доведены до серийного производства. В России принято считать, что увеличение военных расходов полезно для экономики: чем больше, мол, государство потратит на оборону, тем больше денег будет закачано в отечественную индустрию и технологии. К сожалению, в России нет никакого переноса технологий из оборонной промышленности в остальную экономику – у оборонщиков нет современных технологий, применимых в гражданской сфере. Трансфер технологий идёт в российскую промышленность в основном из-за рубежа. К примеру, ПАО «Компания «Сухой» попробовала сделать гражданский самолёт, но, по разной информации, он на 70% состоит из иностранных комплектующих.
Экономика войны
На вооружения из бюджета пустят астрономические 20 триллионов рублей.