Возглавлявший когда-то Комитет Государственной думы по информационной политике депутат Алексей Митрофанов уже больше двух лет не показывается в России. Пересечь границу мешает уголовное преследование: Митрофанова обвиняют в вымогательстве 200 тысяч долларов у предпринимателя Вячеслава Жарова. На днях Митрофанов вышел на связь из Хорватии.
Московское отделение Следственного комитета получило сообщение, что 54-летний экс-депутат, представлявший в Госдуме сначала ЛДПР, а позже «Справедливую Россию», готов прилететь в Москву и признать свою вину, но… следствие должно пообещать, что не будет брать его под стражу.
Дело «решальщиков»
«Лайф», получивший информацию от источников в правоохранительных органах, уточняет: заявления о возможной явке с повинной Алексей Митрофанов делает не впервой. Так что следователи особо не обнадеживаются. Дело о вымогательстве (ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ, «Покушение на мошенничество в составе организованной группы») вкратце таково: работающий в сфере строительства бизнесмен Вячеслав Жаров вел судебный спор с компанией «Арктур-строй» по поводу элитной новостройки в Москве, на улице Кастанаевской.
Некие Александр Деревщиков (помощник депутата) и Рашид Саутиев (на сегодняшний день уже признанные виновными в мошенничестве) предложили предпринимателю позаботиться о том, чтобы решение Арбитражного апелляционного суда было вынесено в его пользу. Цена вопроса была обозначена в 200 тысяч долларов, «гарантом» в получении взятки, как считает следствие, выступал депутат Госдумы Алексей Митрофанов. Он же обещал Жарову, используя админресурс, помочь с вынесением нужного решения.
Жаров «решальщикам» не поверил, обратился в полицию, в итоге Саутиев и Деревщиков были взяты с поличным. Митрофанова, контролировавшего передачу денег с безопасного расстояния, формально «брать» было не за что. Однако в подтверждение причастности бывшего парламентария к истории, которая квалифицируется как «покушение на мошенничество», СК готов привести аудио- и видеоматериалы, это в свою очередь подтвердил и первый зам генпрокурора Александр Буксман.
10 июня 2014 года Госдума России лишила Алексея Митрофанова, ставшего фигурантом уголовного дела, депутатской неприкосновенности. А депутат… скрылся. И только через год, в ноябре 2015-го, объявился в Загребе. Как информировал адвокат Митрофанова Андрей Киселев, его клиент к теплому морю уехал, чтобы подлечиться, и вернется в Россию, как только поправит здоровье.
«Пока лично не увижу Митрофанова в нашем коридоре, я в это все не поверю, – приводит СМИ слова одного из следователей. – Дальше обещаний с его стороны дело пока не шло».
Он обещал вернуться…
Обещания вернуться в Москву в самом деле звучали не раз и не два, причем с конкретными датами. Очередной выход на связь, предполагают комментаторы, связан с тем, что в Следкоме все-таки приняли решение объявить Митрофанова в международный розыск. Соответствующую просьбу от сотрудников второго отдела СКР по Москве, который занимается должностными и экономическими делами особой важности, глава СК Александр Бастрыкин, как пишет «Лайф», получил еще в августе 2015-го. Но по неизвестным причинам бумага долгое время оставалась без резолюции – возможно, потому, что Митрофанов, как утверждает Вячеслав Жаров (который по сей день находится в статусе потерпевшего) задействовал все свои связи, чтобы уйти от наказания.
Депутаты Государственной Думы выступили с предложением разрешить должникам, чья задолженность не превышает суммы в сто тысяч рублей, выезжать за границу. Однако, как показывает статистика, небогатые россияне не отдыхают на иностранных курортах. Возможно к сегодняшнему дню ходатайство все же подписано. А поскольку между Россией и Хорватией заключен договор об экстрадиции, Митрофанову и пришлось активизироваться. За мошенничество ему грозит до 10 лет тюрьмы, но если экс-депутат все-таки заключит сделку со следствием, приговор могут смягчить и срок не будет превышать 2/3 максимального. Вопрос в том, не опоздал ли Митрофанов с явкой с повинной: следствие по делу давно закончено, и если обвинительное заключение уже утверждено, ему могут пообещать разве что более мягкую меру пресечения.
Под занавес
Само по себе «явление Митрофанова» никому уже особенно не интересно: сделка со следствием предполагает, что человек активно помогает расследованию обстоятельств, при которых было совершено преступление, дает показания, помогает изобличить сообщников. На данном этапе ничего этого от Алексея Митрофанова уже не требуется, вряд ли дело вернут на пересмотр. Единственное оставшееся «окошко» – чтобы все-таки обеспечить себе более мягкий приговор, экс-депутат должен предъявить следователям убедительные доказательства того, что он не просто отдыхал на пляжах Хорватии, а проходил серьезное лечение. При этом нужно учесть, что медицинские документы, оформленные за рубежом, в России юридической силы не имеют – понадобятся заключения еще и отечественных врачей.
Самарское дело
Дело о взятке в 200 тысяч долларов – не единственное, с которым связывают имя беглого парламентария. В январе 2016 года жительница Самары Анна Дергилева, вдова владельца сети магазинов «Горилка» Олега Диргилева, обратилась в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении Алексея Митрофанова (квалификация – ч.4 ст. 159 УК, «Мошенничество в крупном размере»). Олег Диргилев был убит неизвестными лицами в Самаре в 2013-м году. Разбирая бумаги, оставшиеся после погибшего мужа, Анна Дергилева обнаружила 4 долговые расписки за подписью Митрофанова на общую сумму 67 миллионов рублей. Женщина просит проверить, не причастен ли Алексей Митрофанов к смерти ее супруга. Она считает, что деньги, взятые в долг (эквивалент 1,4 млн евро) Митрофанов возвращать не собирался. Готов ли Митрофанов и по этому делу дать признательные показания, и на каких условиях, на данный момент не известно.
Экс-депутат Госдумы Алексей Митрофанов поторгуется со следствием
Скандальный решальщик вышел на связь из Хорватии и пообещал сдаться правоохранительным органам России.