Бывший директор петербургского Центрального военно-морского музея Минобороны (ЦВММ) Андрей Лялин, обвиняемый в афере на почти 650 млн рублей, просит следствие назначить комплексную товароведческую, комиссионную и искусствоведческую экспертизу, чтобы уточнить количество перевезенных экспонатов, а также выяснить, не были ли они похищены или заменены на подделки. По его мнению, результаты ревизии могут выявить новые хищения бюджетных средств со стороны главы компании «НЕВИСС-Комплекс» Александра Швирикасова, который должен был перевозить экспозицию.
Защита Андрея Лялина подозревает, что гендиректор «НЕВИСС-Комплекса» Швирикасов не только не выполнил в полном объеме проектные, монтажные и упаковочно-транспортные работы, но и мог не довезти до нового места часть экспонатов.
— Как можно делать экспертизу дистанционно из Москвы только на основании документов и актов? Знание того, что реально перемещалось из экспонатов и в каком количестве, является основополагающим в рамках этого уголовного дела, поэтому я направил следователю ходатайство о проведении товароведческой, искусствоведческой и комиссионной экспертизы, — рассказал «Известиям» адвокат Андрея Лялина Александр Афанасьев. — Следствие должно было назначить такую экспертизу в первую очередь и по собственной инициативе, однако непонятно, почему они до сих пор этого не сделали.
По словам адвоката, экспертиза поможет выяснить, не было ли что-то похищено, заменено или повреждено при переезде.
В декабре 2010 года Минобороны заключило контракт на сумму 980 млн рублей с компанией «НЕВИСС-Комплекс» на перемещение фондов ЦВММ в Петербурге с улицы Большая Морская в новое здание на площади Труда. По версии следствия, большая часть оплаты проводилась на основании фиктивных договоров. В итоге «НЕВИСС-Комплекс», директором которого был Александр Швирикасов, так и не выполнил в полном объеме проектные, монтажные и упаковочно-транспортные работы, а также недопоставил оборудование. По подсчетам следствия, государству был причинен ущерб в 647 млн рублей.
Директору музея Андрею Лялину инкриминируются сразу три статьи: ч. 3 ст. 285 УК («Злоупотребление должностными полномочиями»), ч. 6 ст. 290 УК («Получение взятки в особо крупном размере») и ч. 2 ст. 292 УК («Служебный подлог»). Бизнесмену Швирикасову предъявлены такие же обвинения, но с формулировкой «пособничество». 3 апреля Выборгский суд Санкт-Петербурга продлил срок содержания Лялина под стражей до 26 июня 2014 года.
Сам Андрей Лялин себя виновным не признает и считает, что уголовное дело против него было возбуждено незаконно. Его адвокат уже попросил главу СКР Александра Бастрыкина решить вопрос о неправомерности предъявления Лялину обвинения по ч. 6 ст. 290 УК («Получение взятки»). По мнению адвоката, Лялину невозможно ее вменить, поскольку в договоре о переезде заказчиком являлся замминистра обороны Николай Панков, а исполнителем — Швирикасов, а Лялин как руководитель другого предприятия не упоминался в договоре, и любые его подписи, связанные с исполнением контракта, юридически ничтожны.
За время следствия из дела «вышел» один фигурант — высокопоставленный сотрудник Минобороны, старший офицер по работе с личным составом Сергей Масютенко. Лялин утверждал, что именно для него он должен был получить у Швирикасова откат в 10% от стоимости контракта на переезд музея, всего — 98 млн рублей. Лялин признался в получении 16,5 млн рублей, однако следствие инкриминирует ему взятку в размере 56 млн рублей. По версии следствия, Лялин воспользовался некомпетентностью в вопросах перемещения музейных экспонатов замминистра обороны РФ, статс-секретаря ведомства Николая Панкова, который, по неофициальным данным, устным распоряжением передал все полномочия директору музея.
Экс-директор Военно-морского музея просит пересчитать экспонаты
Защита Андрея Лялина подозревает, что во время переезда часть экспонатов могла пропасть.