Южноуральские силовики снова взялись за команду экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича. По данным источников Znak.com, в настоящее время охота ведется за бывшим министром информационных технологий Антоном Шариковым. Правда, полицейские следователи избрали обходной путь: для начала они нагрянули в Южно-Уральский государственный университет и задержали начальника коммерческой службы вуза Вячеслава Киселева, регулярно сотрудничавшего с фирмами Шарикова. Подробности и версии происходящего – в материале Znak.com.
Информация о задержании Вячеслава Киселева в качестве подозреваемого в совершении двух крупных мошенничеств (часть 4 статьи 159 УК РФ) на общую сумму более 2 млн рублей появилась еще в понедельник, 29 июня. В Южно-Уральском государственном университете задержание высокопоставленного сотрудника не комментируют. По данным пресс-службы вуза, Вячеслав Киселев уже две недели находится в отпуске, так что на работе его никто не терял, а об уголовном деле коллеги узнали из СМИ. В пресс-службе ГУ МВД Челябинской области вообще не подтверждают задержание Киселева: по поручению начальника Главного следственного управления ГУ МВД Андрея Сухопарова общение со СМИ по «делу Киселева» здесь ограничили только подтверждением того, что дело по двум аферам с деньгами ЮУрГУ действительно возбуждено и расследуется. Более того, в главке утверждают, что уголовное дело возбуждено «по факту» и на данный момент не имеет фигурантов.
Эту информацию опровергают данные Центрального районного суда Челябинска: по словам пресс-секретаря районной инстанции Натальи Прохоровой, начальник коммерческой службы ЮУрГУ Вячеслав Киселев был задержан 26 июня, а уже на следующий день, в субботу, 27 числа сотрудники ГСУ обратились в Центральный суд с ходатайством о его аресте.
«Ходатайство рассматривал дежурный судья, — отметила Прохорова. – Оснований для заключения Киселева под стражу суд не нашел, поэтому в качестве меры пресечения подозреваемому был выбран домашний арест сроком на два месяца».
Заметим, несмотря на официальные заявления полицейского главка, в документах суда Киселев значится именно фигурантом дела, на 29 июня – подозреваемым. Предъявлено ли ему обвинение, пока не представляется возможным уточнить из-за молчания пресс-службы главка.
Источник Znak.com в правоохранительных органах объясняет неразговорчивость ГСУ нюансами уголовного дела. «Реально охота ведется за Антоном Шариковым, экс-министром информационных технологий и связи региона. – утверждает источник. – Я видел документы следствия, где указано: одновременно с задержанием Киселева следственные мероприятия, читай – обыски, проводились в его рабочем кабинете в ЮУрГУ, а также в квартирах Киселева, Шарикова и их делового партнера – индивидуального предпринимателя Гребенюк».
Источник Znak.com, заявляет, что в ближайшее время начальнику коммерческой службы ЮУрГУ будет инкриминировано два преступления: хищение свыше миллиона рублей в рамках выполнения госконтрактов на поставку оборудования с ООО «ТриАнт-М» и ООО «Пейджерком-Екатеринбург», заключенных с 3 марта 2011 года по декабрь 2014-го, а также аналогичная махинация, проделанная в сговоре с ИП Гребенюк. Причем в честности заключенных Вячеславом Киселевым с «Пейджеркомом» контрактов даже без выводов следствия заставляет усомниться многократная разница между начальной и конечной их ценой. Так, по данным СПАРК, в декабре 2011 года компания заключала с вузом три контракта. Два из них касаются поставки, монтажа и наладки некоей станции Horiba для испытания полноразмерных дизелей в рамках программы развития ЮУрГУ. Начальная цена первого контракта составляла всего 47 тысяч рублей, но контракт был подписан на сумму более 1,8 млн. Второй – и того краше. При начальной стоимости контракта в 1,016 млн заключен он оказался на 40,4 млн рублей!
Заметим, в самом вузе поначалу связывали задержание Киселева со старой историей – еще осенью 2013 года группа сотрудников ЮУрГУ направляла в Генеральную прокуратуру и администрацию президента РФ анонимные сообщения, в которых в коррупции обвинялись ректор университета Александр Шестаков, проректор по экономике Людмила Бойкова, сам Киселев. Суть обвинений заключалась в том, что в вузе выстроена система «отмывания» бюджетных средств через сферу обслуживания: коммерческая служба ЮУрГУ, по версии анонимных жалобщиков, заключала государственные контракты на поставку продуктов с несколькими фирмами, сотрудники которых одновременно были трудоустроены в университете, а также сдавала в аренду студентам жилье, предназначенное для аспирантов и профессорско-преподавательского состава. В числе прочего назывались компании ООО «КОП» и ООО «Волна-МК», которые, как утверждали авторы анонимок, контролируются как раз Киселевым и Бойковой, вернее, их родственниками – братом начальника коммерческой службы Евгением Киселевым и дочерью проректора Екатериной.
Сегодня источники в ЮУрГУ вполне логично предположили, что задержание Вячеслава Владимировича связано именно с давними анонимками, и даже выдвинули предположение о политическом мотиве внезапной активизации полиции: совсем недавно Александр Шестаков в очередной раз выиграл выборы в ректоры университета, в сентябре 2015 года он намерен также в очередной раз избраться в Законодательное собрание Челябинской области, так что в вузе предполагают, что дело Киселева – часть плана по давлению на высшее руководство университета. Однако данные источника Znak.com в правоохранительных органах эту версию опровергают.
«Целью следствия является именно Антон Шариков и его деятельность во главе компании «Пейджерком» до назначения региональным министром, — утверждает источник. — Сама компания, правда, уже ликвидирована, но в свое время работала весьма «продуктивно».
По данным СПАРК, Антон Шариков выступал владельцем 65% долей собственности ООО «Пейджерком-Екатеринбург», в которой проработал 10 лет, с 2003 года и до своего прихода на министерский пост. Оставшиеся доли поровну были распределены между Михаилом Иванниковым и Артемом Ивановым. С ЮУрГУ «Пейджерком» сотрудничал в крупных масштабах: так, в 2009 году было заключено 9 госконтрактов на 10,1 млн рублей, в 2010 – 7 контрактов на 11 млн, в 2011 году - 4 госконтракта на 13,8 млн рублей. Это не считая того, что 2012 и 2013 год принесли «Пейджеркому» соответственно 11 контрактов на 18,7 млн рублей и 23 контракта на 16,2 млн.
При всем при том в феврале 2013 года было принято решение о ликвидации компании, правда, процесс ликвидации затянулся до весны 2015 года. На сегодня «Пейджеркома» уже не существует. Отметим, кстати, что Антон Шариков становится министром в разгар арбитражного процесса, в ходе которого его «Пейджерком» обвиняли в черных схемах ухода от налогов. А уже через месяц фамилия Шарикова ассоциируется с другим скандалом: компания «ТриАнт-М» выигрывает конкурс на поставку министерству связи партии серверов на 18 млн рублей. При этом «ТриАнт-М» имеет адрес, аналогичный «Пейджеркому», и, по данным ЕГРЮЛ, ее учредителем являлся партнер Шарикова Михаил Иванников. В конце 2013 года этот госконтракт даже привлек внимание известного оппозиционера, руководителя «РосПила» Алексея Навального: он требовал привлечь Антона Шарикова к уголовной ответственности за заключение контракта с аффилированной компанией и причинение ущерба бюджету Челябинской области. По сути, правоохранительные органы в этом случае подтвердили правильность выводов Навального. Однако пойти решили кружным путем, через контракты с ЮУрГУ и контакты с Вячеславом Киселевым. А уже затем попристальнее взглянуть на деятельность Шарикова во главе регионального министерства.
Экс-министра ловят через вуз
Уголовное дело об аферах в ЮУрГУ может вывести на очередного члена команды Юревича.