В Василеостровском районном суде начинается слушание этого необычного уголовного дела.
Надо ж дать, чтобы не ждать
С таким уголовным делом петербургские суды, по-видимому, до сих пор не сталкивались. Фабула поражает отсутствием логики. Высокопоставленный чиновник Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области узнаёт от своего знакомого, что тот не может продать машину из-за незаконно наложенных на неё обеспечительных мер. Инициатор мер – сотрудник Выборгского районного отдела областного ГУ ФССП. Чиновник звонит руководителю отдела и просит исправить ошибку.
Руководитель отдела приезжает в главк и якобы сообщает высокопоставленному чиновнику, что исправить ошибку можно, но не быстро. Чиновник интересуется: мол, хотелось бы побыстрее, а начальник отдела якобы даёт ему понять: надо ж дать – чтобы не ждать.
И высокопоставленный чиновник, вместо того, чтобы вдарить кулаком по столу, устроить разнос, доложить вышестоящему руководству, отправляется в кафе, чтобы выкупить у младшего по званию коллеги постановление об отмене незаконных обеспечительных мер.
В момент получения документа на сцене этой драмы появляются офицеры оперативной службы, которые фиксируют покушение на дачу взятки. Недаденная взятка в момент жёсткого задержания выпадает из кармана высокопоставленного чиновника в сумме 17 000 рублей. Оказалось, что начальник отдела официально обратился в правоохранительные органы с заявлением о том, что стал объектом преступного посягательства – попытки дачи взятки от собственного высокопоставленного коллеги.
Герои этой истории: 28-летний Глеб Мыльников, занимавший во время описываемых событий внушительный пост заместителя начальника отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, и Егор Екименок, начальник Выборгского районного отдела того же самого управления. В служебные обязанности Глеба Мыльникова входил контроль за правоприменением в сфере законодательства об исполнительном производстве. Егор Екименок должен был воспринимать Мыльникова как одного из своих руководителей.
В ходе подготовки первой публикации об этой истории «Фонтанка» предложила Глебу Мыльникову дать интервью, перед началом слушания дела в Василеостровском районном суде Петербурга (назначено на 13 сентября) он воспользовался нашим предложением.
«Задержали не того…»
Бывший высокопоставленный чиновник областного ГУ УФССП – невысокого роста худощавого телосложения молодой человек в очках во время разговора с журналистом в кафе заметно смущается и всё время курит. Его адвокат Юрий Муленко тоже всё время курит, но держит себя совсем по-другому – спокойно, уверенно: он бывший следователь военной прокуратуры.
Позиция адвоката Муленко жёсткая и юридически агрессивная:
- Мыльников, когда шёл в кафе на встречу с Екименком, формально, на словах, согласился дать взятку, но он так и не дал её. В кафе, Екименок показал моему доверителю фальшивое постановление о снятии обеспечительных мер, и в этот момент мой доверитель был задержан, хотя не передал деньги. Оперативники поторопились и ошиблись: задерживать следовало после передачи денег, и не Мыльникова, а Екименка. Ведь в действиях последнего очевидна провокация взятки. Но Следственный комитет почему-то видит преступные действия со стороны Мыльникова и не замечает их со стороны Екименка…
Адвокат Юрий Муленко согласен: Глеб Мыльников поступил неправильно. Когда от него стали требовать взятку, он должен был не идти в кафе, а обратиться в правоохранительные органы или, как минимум, к своему руководству. Но для Мыльникова, по словам адвоката, тот рабочий день был почти последним – он увольнялся из ФССП, а перед увольнением собирался слетать к родителям в Комсомольск-на-Амуре, так как отгуливал последний отпуск. Если бы ситуации был дан официальный ход, Глебу Мыльникову, по словам адвоката, пришлось бы отменить поездку к родителям, потому что пришлось бы участвовать в различных официальных мероприятиях.
В том, что господин Мыльников не преступник, а жертва преступного посягательства, его адвокат попытается убедить суд. Мы же попросили бывшего высокопоставленного чиновника рассказать о собственном отношении к происшедшему.
«Я так пожертвовал…»
- Я жалею, что не обратился в правоохранительные органы, когда Екименок стал вымогать у меня взятку. Но прошлого не вернёшь – надо жить настоящим, - сказал «Фонтанке» Глеб Мыльников. - Я пошёл на встречу в кафе прежде всего, чтобы удостовериться, что Екименок действительно вынес постановление о снятии обеспечительных мер. Я был удивлён, когда он мне показал постановление, где не было регистрационного номера. Документ вызвал у меня некоторое сомнение, поэтому задержали меня зря – я все равно не собирался давать ему деньги.
- Но они у вас были с собой. Зачем?
- На крайний случай. Если бы он захотел бы получить деньги при условии, что показал бы мне нормальный документ, и возникла острая конфликтная ситуация из-за того, что я ему их не дал, то я, возможно, передал бы их.
- То есть вы, в принципе, готовы были дать взятку?
- В принципе да. Когда грубо нарушаются права людей в нашем государстве, то кто как жертвует в этом мире, я так готов был пожертвовать. Кто-то может жизнь положил бы за это дело – бывают разные случаи. Люди ради правого дела часто поступают не очень правильно…
Экс-пристава судят за самопожертвование
Обвиняемый в покушении на дачу взятки собственному подчинённому за исправление служебной ошибки бывший высокопоставленный сотрудник Глеб Мыльников заявил «Фонтанке»: он принёс себя в жертву в борьбе с нарушением прав граждан в нашем государстве.