На этой неделе опальный экс-ректор КНИТУ-КХТИ Герман Дьяконов мог бы оказаться на свободе: суд в секретном режиме удовлетворил его прошение об УДО. Однако за пару дней до долгожданного освобождения прокуратура подала жалобу. Это значит, что теперь последнее слово за Верховным судом РТ. Между тем УФСИН в судебном заседании было совсем не против того, чтобы освободить осужденного за мошенничество Дьяконова: у него пять поощрений, более того, он даже на несколько дней покидал изолятор и гулял по Казани. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Как прокуратура сорвала освобождение Германа Дьяконова
В режиме строжайшей секретности состоялось судебное заседание, на котором Герман Дьяконов просил отпустить его на волю. Адвокат экс-ректора КНИТУ-КХТИ, осужденного за мошенничество, Мидхат Курманов подал прошение об условно-досрочном освобождении своего клиента. Рассматривал ходатайство судья Динар Хабибуллин, назначенный указом президента РФ в июне этого года. И удовлетворил его. Несмотря на предыдущие решения своих коллег, которые отказали Дьяконову в переводе на принудительные работы и даже в колонию-поселение.
Произошло это 13 декабря, однако до сих пор информация не отображена на сайте Вахитовского райсуда. Адвокат Дьяконова ее не комментирует. По данным собеседников «БИЗНЕС Online», в судебном заседании представитель УФСИН поддержал требование Дьяконова, отметив, что тот имеет пять поощрений и ни одного замечания — в условиях отбывания наказания это фактически целое достижение. Еще одно доказательство того, что Дьяконов находится на хорошем счету у руководства хозотряда, — этой осенью его даже отпустили в недельный отпуск. То есть целую неделю Герман Сергеевич находился на свободе, естественно, с определенными ограничениями — в том числе обязательством ночевать дома.
Однако, несмотря на то, что ходатайство было удовлетворено, Дьяконов продолжает оставаться в СИЗО-1, где отбывает наказание на облегченных условиях. Дело в том, что решение суда вступает в силу не одномоментно, а по истечении 10 дней. За это время стороны могут подать ходатайства, обжаловать это решение. Если ходатайств не поступит, то решение вступит в силу — в случае с Дьяконовым это произошло бы 23 декабря. И под Новый год он уже оказался бы на свободе.
Между тем, по нашим данным, прокуратура не согласилась с решением суда. Информацию подтвердили в Вахитовском суде: сегодня туда поступила жалоба от надзорного ведомства, сообщили в пресс-службе.
Таким образом, освобождение Дьяконова может затянуться. Ведь в случае, если решение обжалуется, вступает оно в силу только после того, как свое слово скажет вышестоящая инстанция — Верховный суд РТ. Пока же дело дойдет до ВС Татарстана, пока будет назначено к рассмотрению и, наконец, рассмотрено, может пройти не одна неделя. Все это время по закону Дьяконов будет продолжать оставаться в СИЗО.
Из назначенных по приговору 7,5 года он уже отсидел больше половины срока — осталось каких-то 3 года и 3 месяца.
Как Дьяконов просился «ближе» к свободе
Герман Сергеевич с момента вынесения приговора в 2020 году находится в СИЗО-1. Сначала он ждал вступления его в силу, а затем решил выбрать следственный изолятор местом отбывания наказания. Там осужденные трудятся в хозотряде. Дьяконов сначала был уборщиком служебных помещений, затем стал кухонным работником, а с марта этого года трудится в прачечной. И даже получает зарплату — по словам самого Дьяконова, 8 тыс. рублей в месяц. Более того, с сентября-2021 он отбывает наказание на облегченных условиях — ему разрешают больше свиданий и звонков близким.
Попытки быть ближе к свободе Дьяконов начал предпринимать в этом году. Весной он попросился на принудительные работы. Представитель СИЗО-1 это требование поддержал: «Дьяконов находится в изоляторе уже год, в отряде хозобеспечения. Поначалу были определенные моменты, — сказал он, не вдаваясь в подробности. — Но сейчас могу сказать уверенно, что человек действительно освоился, трудится ответственно, серьезно подходит к работе». В КНИТУ-КХТИ тоже были не против, отмечая, что Дьяконов потихоньку начал возмещать ущерб.
Суд отказал, но Дьяконов не сдался и следом подал ходатайство о переводе в колонию-поселение. Логика была такой: условия попроще, зарплата побольше. Однако в УФСИН на этот раз выступили против. «Свою вину [Дьяконов] в совершенном преступлении признает частично, с приговором суда не согласен. Срок наказания, назначенный судом, считает несправедливым, в преступлении раскаивается в части признанной вины, — говорил в суде представитель изолятора Айрат Зарипов, и это, пожалуй, был единственный „отрицательный момент“ в личной характеристике экс-ректора. — Попыток для систематического возмещения ущерба по приговору Вахитовского суда не принимает». И комиссия ведомства приняла решение охарактеризовать Дьяконова «посредственно». Несмотря на то, что у него были поощрения «за добросовестное отношение к труду, активное участие в мероприятиях». ВС РТ это решение утвердил.
К слову, по поводу ущерба — вуз и Дьяконов были намерены заключить мировое соглашение, согласно которому ущерб в 42 млн рублей делится на всех соучастников преступления в рассрочку на 5 лет. Таким образом, Дьяконов должен будет выплатить чуть менее 18 млн рублей.
За что сидит Дьяконов
Дьяконова задержали в августе 2017 года. Тогда экс-ректора и профессуру института обвинили в многомиллионном мошенничестве в КНИТУ-КХТИ. Следствие считало, что в 2012–2016 годах Дьяконов с коллегами обогащался за счет заключенных государственных контрактов с ПАО «Газпром» и минпромторгом РФ. Помимо Дьяконова, на скамье подсудимых оказались экс-проректор по научной работе КНИТУ-КХТИ Ильдар Абдуллин, декан факультета технологии и переработки каучуков и эластомеров полимерного института вуза Валентина Шкодич, профессор кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Екатерина Сергеева, доцент этой же кафедры Аркадий Брысаев, заведующая лабораторией кафедры плазмохимических и нанотехнологий высокомолекулярных материалов, профессор Лилия Джанбекова и директор одного из научных центров института Игорь Дубовик. По делу также проходил бывший проректор по учебно-методической работе Александр Кочнев: отношении него дело было выделено в отдельное производство, т. к. он признал вину и помог в раскрытии преступления.
Схемы «заработка», установили следствие и суд, были разнообразными: то вместо качественного и дорогого оборудования институт закупал более дешевое оборудование у китайских фирм, то заключал фиктивные договоры, то отбивал внушительные «премии» для своих сотрудников сомнительными переводами денежных средств.
Так, в частности, в 2013 году, установили следствие и суд, минпромторг РФ и КНИТУ-КХТИ заключили госконтракт на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке оборудования для производства броневых листов на основе полиэтиленпластика. Исполнителем контракта стало ООО «НПО „Техно-Лидер“», директором которого был Брысаев. В итоге фирма поставила нужный товар в несколько раз дешевле, а сделку провели через контрагента. Кроме того, премии за исполнение госконтракта, которые начисляли 44 сотрудникам вуза, в итоге ушли в карманы к Адбуллину и Дьяконову. Часть эпизодов также связана с исполнением этого контракта, другая часть — с проведением научных семинаров в КНИТУ-КХТИ совместно с ПАО «Газпром».
Всего дело Дьяконова и Ко насчитывало 10 эпизодов. К концу судебного следствия ущерб от их действий суд оценил на 42 млн 568 тыс. рублей вместо установленных следствием 64,2 миллиона.
К логическому завершению дело подошло лишь в августе 2020 года. Из-за большого объема дела зачитывание приговора заняло целых два дня и закончилось для Дьяконова реальным сроком. Его приговорили к 7 годам и 6 месяцам лишения свободы, что стало самым суровым сроком среди всех фигурантов дела. В начале 2021 года ВС РТ узаконил это решение, пересчитав лишь сроки нахождения в СИЗО и под домашним арестом. Дьяконов вину в преступлении не признавал.
Экс-ректору Казанского техуниверситета еще долго воли не видать
УФСИН было совсем не против свободы для Германа Дьяконова — у него пять поощрений.