О связях бывшего заместителя председателя Федеральной службы по делам о несостоятельности Артема Бикова и группы «Альфа» в СМИ говорилось не раз. О том, что Биков, будучи госслужащим, лоббирует интересы «Альфа Групп», писал, например, «Коммерсант», рассказывая историю с банкротством предприятия «Нижневартовскнефтегаз», которое было проведено в интересах Тюменской нефтяной компании – а владеет ею именно «Альфа».
Рестлинг
Именно Артем Биков «вел» дело о банкротстве, а год спустя уже отметился в борьбе группы «Альфа» за пост внешнего управляющего Западно-Сибирским меткомбинатом. Он же, не таясь, продвигал интересы «Альфа групп» при банкротстве еще одного «нефтяного» предприятия – компании СИДАНКО; участвовал в рестлинге между «Альфой» и Кузбасспроманком, где призом был «Запсиб»...
Но это давние, 1997-1998 годы. Информация посвежее относится к началу нулевых, когда на горизонте засиял новый заманчивый приз: Анатолий Чубайс приступил к глобальным преобразованиям в энергетике, в стране начиналась очередная большая приватизация... Артем Биков в дележке этого пирога оказался у лакомого куска – энергетической системы Тюмени. Вопрос стоял о том, кто станет новым главой ОАО «Тюменьэнерго», и для ТНК это, мягко говоря, имело значение.
Предыдущий директор «Тюменьэнерго» Валентин Боганбыл уволен Анатолием Чубайсом – то ли за то, что намеревался вывести предприятие из РАО «ЕЭС России», то ли за то что дал некоторым партнерам энергокомпании не обоснованные скидки под 21 млн. долларов США. Биков, возглавив «Тюменьэнерго», вероятно, мог вознамериться проделать то же самое – и в конечном итоге, не без участия Артёма Бикова контроль над компанией РАО «ЕЭС России» потеряло. Хотя на пути было несколько довольно опасных поворотов. Сначала партнером в попытке вывести активы энергокомпании Артем Биков выбрал Михаила Ходорковского. В 2001 году было решено, что ЮКОС профинансирует реконструкцию ТЭЦ-1 в Тюмени в обмен на получение в собственность части самой компании. Идея крайне не понравилась Чубайсу, который счел нужным лично вмешаться в происходящее, заявив:
«Все договоры с инвесторами, которые готовы вкладывать средства в энергетическую отрасль, должны заключаться при обязательном согласии главы РАО «ЕЭС России» и премьера Михаила Касьянова».
Мотивы этого заявления рассматривать не будем, достаточно самого факта. В следующий раз Биков привлек к себе внимание пару лет спустя – тоже как генеральный директор «Тюменьэнерго». Максимальный порог для повышения тарифов на электроэнергию правительство на тот момент установило в 14%, Биков планку поднял на 20, ссылаясь на договоренности с губернаторами трех автономных округов. Не выдержавшие взвинчивания тарифов нефтяники взбунтовались. Пять крупнейших компаний отрасли – ЛУКОЙЛ, «Юкос», ТНК, «Сибнефть», СИДАНКО обратились к главе «Тюменьэнерго» (и параллельно – сотруднику РАО ЕЭС) Артему Бикову с открытым письмом. Сигнал пошел и в инстанции: в Счетную палату, ФЭК, региональным и федеральным властям и, собственно, в РАО ЕЭС. В ответ была, вероятно, проведена определенная работа на местах: итогом стало заключение региональных депутатов и представителей РЭК о том, что просто подсчет был не вполне корректным, а вообще-то нарушения со стороны «Тюменьэнерго» не было...
Коллективная жалоба нефтяников сработала, но довольно своеобразно: Биков, возглавлявший объединенные к тому времени в одну структуру «Курганэнерго» и «Тюменьэнерго», два месяца спустя спокойно уволился... и без проблем трудоустроился в должности советника Анатолия Чубайса. На его место пришел мало кому тогда известный господин по имени Алексей Бобров, который со временем из руководителя превратился в бенифициара (а к настоящему моменту уже и в олигарха). И, как пишут в романах, «тем временем» в далекой от Тюмени Австрии уже регистрировались компании, которым предстояло прибрать к рукам оба энергетических предприятия – и «Курган...» и «Тюменьэнерго».
Ноу-хау
Способ, использованный Артемом Биковым для того, чтобы стать владельцем миноритарных пакетов акций принадлежавших государству энергетических компаний, а затем получить над ними контроль, – настоящее ноу-хау. Никаких особых манипуляций не требуется – достаточно в нужный момент заставить основного владельца «зевнуть». А механизм вот какой. Четверть акций изначально считаются неголосующими (так называемыми «привилегированными») – ровно до той поры, пока по ним не перестают начисляться дивиденды. Если хотя бы раз государство (а от его имени в этой схеме выступало РАО ЕЭС) дивиденды не выплатит, миноритарный пакет может стать контрольным.
И скромный миноритарный акционер превращается чуть ли не в основного владельца госкомпании. Все, что нужно для успешной реализации этой стратегии, – пролоббировать в головной компании однократную невыплату дивидендов. До принятия решения о приватизации компании тут уже рукой подать. Бикову, занимавшему в РАО ЕЭС, напомним, пост советника Анатолия Чубайса, и его бывшему первому заместителю Алексею Боброву (а после руководителю объединенной энергокомпании), похоже, сделать это было проще простого. Формально же на одном из собраний часть акционеров с которыми Артем Биков «приступил к переговорам … о консолидации своих действий» заблокировали решение о выплате дивидендов, а РАО ЕЭС в прессе театрально удивилось: «судя по всему, они договаривались о совместных действиях для того, чтобы диктовать РАО ЕЭС свои условия…».
Решающий момент настал в декабре 2014-го, когда Юрий Зверев, генеральный директор Фонда развития региональной энергетики, заявил:
«Представители РАО ЕЭС дали свое согласие не выплачивать дивиденды за прошедший год».
А РАО ЕЭС сообщило, что итоги состоявшегося собрания акционеров всех устраивают. «У РАО нет разногласий с миноритарными акционерами», – информировала руководитель департамента по работе со СМИ РАО ЕЭС и член совета директоров УЭУК Марита Нагога. Именно тогда был запущен процесс на выделение из «Курганэнерго» предприятий по базовому принципу, и что привело к потере государством контроля над активами компании.
Уже через короткое время «Корпорация СТС», бенефициарами которой называют Артема Бикова и Алексея Боброва, обнародовала планы консолидации всех акций «Курганэнерго». ФАС почему-то не возражала. «МРСК Урала», которой к тому моменту уже руководил ушедший из чиновников в бизнесмены Алексей Бобров, и которой принадлежали 49% акций «Курганэнерго», – не возражали тоже, и готовы были обменяться на другой актив с доплатой.
Дело сделано
Артем Биков, Алексей Бобров, Юрий Зверев (тот самый, из Фонда развития региональной энергетики) стали собственниками важнейшей для громадного региона энергетической компании. Возникает вопрос: возможны ли были все эти... ммм... преобразования без того, чтобы руководство РАО ЕЭС как минимум вовремя прикрывало глаза? И еще: при чем же здесь Австрия? При том, что и у Бикова, и у Боброва несколько лет назад появилось австрийское гражданство. Его получение сопровождалось, кстати, громким скандалом – австрийская прокуратура была намерена обвинить россиян в том, что они, по-видимому, купили право называться австрийскими гражданами за громадные взятки, в частности – одиозному политику крайне правых взглядов националисту Йоргу Хайдеру, занимавшему тогда губернаторский пост. Отстаивать право на гражданство Бикову и Боброву пришлось через суд.
Так или иначе, бывший российский государственный (стратегический!) актив контролируют теперь австрийские компании. Сведения о них все чаще появляются в СМИ – одновременно с упоминанием все тех же двух фамилий, Бикова и Боброва. Так что продолжение разговора об этом «энергетическом партнерстве» не только возможно, но и необходимо.
Энергетический вампиризм
Как бывшие топ-менеджеры РАО «ЕЭС России» Артем Биков и Алексей Бобров получили контроль над «Тюменьэнерго».