Участники проекта по строительству двухсистемных локомотивов в Энгельсе спорят из-за долгов своего зарубежного партнера, компании Bombardier Transportation (Альстом Транспортейшн Джемани ГмбХ). Немецкая фирма, разрабатывавшая локомотив специально под российскую колею 1520, должна «Первой локомотивной компании» 2,4 млрд рублей.
Сейчас эта сумма выставлена на торги как дебиторская задолженность ПЛК, в одном лоте вместе с правом требования 1,1 тысячи рублей с ООО «Ави Консалт» и 3 млн рублей с компании Faiveley Transport Lekov. Начальная цена лота - 2,1 млрд рублей, но провести торги хотят с повышением по 5% за шаг. Заявки предполагается принимать до 9 апреля, аукцион назначен на 12 апреля. Но состоится ли он, будет зависеть от позиции второго партнера, АО «Энгельсский локомотивный завод», который может эти торги отменить.
Комитет кредиторов ЭЛЗ на собрании 1 марта поручил конкурсному управляющему завода Александру Панчину «обеспечить осуществление мероприятий … направленных на приостановку торгов дебиторской задолженностью ООО «Первая локомотивная компания». Причина — непредставление локомотивному заводу документов и комментариев, «позволяющих сделать вывод о выборе экономически оптимального сценария работы с дебиторской задолженностью». Отчитаться о проведенных мероприятиях конкурсный управляющий ЭЛЗ должен не позднее 22 марта.
Летом прошлого года конкурсный управляющий ПЛК Кирилл Прокофьев обратился в суд с ходатайством о привлечении немецких партнеров локомотивного проекта к субсидиарной ответственности. Размер ее на момент обращения в арбитраж определен не был. Но повода для субсидиарки не нашел ни арбитражный суд Москвы, ни апелляционная инстанция. После этого на свет и была извлечена дебиторская задолженность в размере 2,4 млрд рублей, которую в рамках банкротства «Первой локомотивной компании» решили продать. Первые торги, на которые выставлялись лишь обязательства немецкой компании и по цене, равной размеру самого долга, провалились. Нынешние — уже вторая попытка продать дебиторку. Какой резон для «Энгельсского локомотивного завода» препятствовать этому процессу, не до конца ясно. Не предоставление документов, на которое ссылается его конкурсный, может означать лишь то, что вчерашние партнеры-банкроты не договорились.
Ранее конкурсный ПЛК пробовал отсудить у немецкой компании 29,1 млн евро, через признание сделки между ней и должником фиктивной. Но суд установил, что в рамках контракта Bombardier Transportation приобретала тяговое оборудование для локомотивов, и отменять сделку отказался.
Правда, Bombardier потратила только 4,5 млн евро на оборудование, а остальная сумма, 24,5 млн, была получена авансом. По нынешнему курсу это и будет 2,4 млрд рублей, которые сейчас продают как дебиторскую задолженность.
Правда, получить ее, с учетом международной обстановки и санкций, все равно будет проблема. Если у немецких партнеров остались какие-то активы на территории РФ, то взыскание могут обратить на них. Если же нет, очень маловероятно, что из Германии удастся что-то получить.
Над производством двухсистемных электровозов, в итоге оказавшихся невостребованными, "Первая локомотивная компания" и "Энгельсский локомотивный завод" работали сообща. Недвижимость предприятия была записана за ЭЛЗ и в январе 2023 года весь новый производственный комплекс скупила АО «Интер Карго компани». В дальнейшем выяснилось, что она, как и сам завод, аффилирована олигарху Станиславу Гамзалову, что само по себе должно было дать новый виток судебных разбирательств.
Собственностью Первой локомотивной компании оставались сами электровозоы, их успели собрать 2. В октябре 2023 года их тоже продали с торгов, за 42 млн рублей их выкупил НАО «Локомотивтранслизинг». С кем связана компания-покупатель и кто ее собственник, выяснить из открытых источников не удается. Но учредили ее в Москве сравнительно недавно, только 24 января 2023 года. У компании тот же директор, что у инженерной московской фирмы АО «Транстрейдлогистик», действующей с 2022 года - Алексей Губанов.
Энгельсские локомотивы тянут Bombardier в суд
От компании требуют вовзврата аванса в сумме 24,5 миллиона евро.