Глобальная административная реформа управленческой структуры страны, о которой в последние дни ведется столько разговоров, может затронуть регионы «тюменской матрешки». Проект по объединению трех субъектов, казалось бы, окончательно перешедший в разряд преданий старины, способен вновь стать актуальным, считают эксперты Znak.com. Но это, по их мнению, приведет к войне за ресурсы между финансово-промышленными группами, которые сейчас находятся в состоянии худого мира.
Упразднение окружных силовых структур и ожидаемое следом за ним сокращение числа федеральных округов заставили наблюдателей вынуть из чулана известную идею об укрупнении субъектов РФ и начать рассматривать ее под новым углом. В УрФО под вероятную инициативу попадает, прежде всего, «тюменская матрешка»: проект объединения ХМАО, ЯНАО и юга области в один суперсубъект с границами от Ледовитого океана до Казахстана не нов. Впрочем, в последние несколько лет он был почти официально признан еретическим, хоть и с оговорками. «На данный момент у нас [с Ямалом и ХМАО] партнерские отношения, но если высшее руководство страны решит, что надо что-то менять, будем смотреть по ситуации», – говорил губернатор Якушев два года назад.
Но по прошествии этих двух лет глава тюменского юга, раньше особо не стремившийся к славе за пределами своей вотчины, становится настоящей медиазвездой «матрешки». Вот он обсуждает с президентом Ассоциации малых народностей Крайнего Севера проблемы ханты, манси и эвенков (хотя, казалось бы, откуда они на территории Якушева?). Вот – делает заявления о геополитическом значении Арктики и вместе с Дмитрием Кобылкиным позирует на фоне ледоколов. Вот – ведет переговоры с Игорем Сечиным по поводу налогов «Роснефти» и добивается в них успеха. Словом – куда ни посмотри, всюду Якушев.
На этом фоне вновь активизируются слухи о переезде ямальского губернатора Дмитрия Кобылкина в Москву на вице-премьерский пост куратора Арктических программ. Сам Кобылкин при этом использует любой удобный случай, чтобы подчеркнуть достоинства южного коллеги.
Наши источники в администрации президента не скрывают, что объединение «матрешки» возможно, но при этом отмечают: лишь при определенных обстоятельствах. «Во-первых, объединение полностью укладывается в концепцию сокращения госаппарата на 10%, чего требует президент, – говорит наш собеседник. – Во-вторых, технически сделать это несложно: в отличие от других регионов, тут не нужен референдум – достаточно решения трех дум. Все, что нужно, – это политическая воля главы государства. С другой стороны, есть огромные проблемы». В первую очередь, по словам нашего собеседника, речь идет о взаимодействии на территории «матрешки» трех крупнейших сырьевых игроков страны – компаний «НОВАТЭК», «Газпром» и «Роснефть». Все они заинтересованы и в нефти, и в газе, который есть на территории «матрешки». И еще – имеют огромное влияние на руководство страны.
«Поэтому отдать регион целиком кому-то одному нельзя, – говорит наш эксперт. – Это будет жуткая свара. В ней погибнут все. Возможны самые неожиданные союзы – например Тимченко и Сечин против Миллера или в какой-то другой конфигурации. На данный момент между ними установлен худой мир, а конфликты больше напоминают робкие прогулки по территории соперника в полной готовности отскочить на базовые позиции, чем серьезные боевые действия».
Если же это противостояние перейдет в более или менее активную фазу, пострадает вся «матрешка», в том числе ее проекты, значимые в федеральном масштабе, такие как морской порт Сабетта или завод «Тобольск-Нефтехим», уверен эксперт. Поэтому объединение возможно лишь в случае договоренности сырьевых монстров. «А им пока удобнее управлять активами в сложившейся административной конфигурации, – заключает наш собеседник. – Три губернатора, три субъекта, все понятно и просто».
Тюменские политологи тоже скептически оценивают вероятность смены административных границ территорий в ближайшей перспективе. Они по-прежнему продолжают настаивать, что небывалая активность Якушева – это подготовка к предстоящим губернаторским выборам. «Тюменский лидер заинтересован буквально во всех избирателях, – считает один из наблюдателей. – Отсюда и встречи с малочисленными народами, и вояжи за Полярный круг».
«Если за «тюменскую матрешку» будет война, на ней сгинут все: Сечин, Тимченко, Миллер…»
Ямал и Югра могут «осиротеть», но уже есть кандидатура на роль «любящего отца».