В среду в Брюсселе, в стенах Европарламента (ЕП) прошла пресс-конференция с участием активистки Майдана, певицы Русланы Лыжичко, председателя Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаила Волынца, главы Международного комитета Европарламента Эльмара Брока, депутатов крупнейшей в ЕП фракции Европейской народной партии Яцека Сариуша-Вольского и Хосе Игнасио Салафранки.
Далее — выдержки из выступлений на пресс-конференции:
Руслана:
— Это не конфликт, это не революция, это не гражданская война, это война Януковича против собственного народа.
— Нужно, чтобы Европа всеми способами оказала давление на Януковича. Срочно нужны персональные санкции.
— Все решения Янукович принимает лично, поэтому вся ответственность лежит на нем. Методы зачистки Майдана ужасны. Янукович остановил метро, заблокировал дороги, для информационной блокады выключает телевидение и радио, подготовил все для введения чрезвычайного положения.
— Власть, которая с 2010 года нарушала все законы, не имеет права требовать от граждан соблюдения этих законов.
— Сегодня Янукович самый большой радикал и экстремист... Его место в тюрьме.
— Я не хочу комментировать призывы и заявления России. Но придет время, когда я сделаю это. По-моему, готовится основа для холодной войны, в которую будут втянуты все. Это провокация самого высокого уровня.
— Все лидеры оппозиции, все лидеры Майдана, все люди на Майдане хотят мирного исхода, все хотят вернуться живыми домой. Не слушайте, когда вам говорят, что украинцы провокаторы, что мы радикалы и националисты. Мы не фашисты, мы патриоты, мы хотим уберечь свою Украину, спасти свою независимость. Если Европа не введет санкций, я начну голодовку.
Эльмар Брок:
— Санкции должны состоять из двух частей. Прежде всего визовой запрет. Вторая, может быть, более интересная часть — банковские счета. Мы видели, как господин Николай Азаров, покинув пост премьера, полетел в Вену присмотреть за своими активами. Нам известно, что все олигархи и люди из правительства имеют счета в Германии, Нидерландах, Великобритании... Мы можем применить директиву ЕС против отмывания денег, которая позволяет проверить некоторые банковские счета.
— Нужно сохранить единство страны. Все предположения о федерализме, которые иногда звучат из Москвы, направлены на раскол, а этого нельзя допустить.
— Российское давление в форме таможенных и торговых барьеров, игры с условиями кредитов и ценами на энергоносители — это недопустимое вмешательство.
— Наряду с новым пропагандистским тезисом, будто оппозиция несет ответственность за насилие, появился еще один: о вмешательстве ЕС в украинский конфликт. Это неправда. Наше «вмешательство» ограничивается тем, что мы делаем предложения, а дело Украины принимать их или нет.
— В этой ситуации важную роль играет господин Путин. На нем лежит часть ответственности за насилие в Украине.
— Мы (ЕС) не хотим и не будем вести с Россией переговоров о судьбе Украины... ЕС и Россия не имеют права об этом договариваться.
— Настал момент ясно заявить, что в ХХI веке не может повториться то, что было в Будапеште, Восточном Берлине или Праге.
— Что касается мер в отношении России, то важно использовать все наши возможности, чтобы заставить Россию выполнять обязательства как члена ВТО. Еврокомиссия сейчас ведет антимонопольное разбирательство по «Газпрому», и мы не думаем, что с нашей стороны уместна какая-то «политическая скидка».
Януш Сариуш-Вольский:
— Мы подошли к моменту введения санкций. Это будет полезным, хотя и запоздалым решением. Боюсь, Янукович уже все просчитал и подготовился к санкциям...
— Настоящий кукловод, который дергает за веревочки, это Москва. Я в сентябре предложил Еврокомиссии ввести эмбарго и санкции в отношении России. Но тогда они сказали, что это невозможно. ЕС и США должны подумать об этом. Особенно США, которые легко обвиняют ЕС в бездействии, хотя именно ЕС несет самое тяжелое бремя отношений с Украиной и Россией. Я имею в виду не классические санкции. Но если, скажем, Россия заблокирует торговлю Молдовы и Украины, ЕС должен ответить тем же в отношении России. Если Россия перекроет поставки энергоносителей в Украину и Молдову, ЕС должен ответить мерами в области энергетики. Если Россия заблокирует поездки людей в Молдову или Украину, ЕС должен адекватно ответить, а не делать вид, будто ничего не произошло в процессе визовой либерализации с Россией.
— Есть человек в Москве по фамилии Глазьев (Сергей Глазьев, советник президента. — Прим. ред.), который открыто призывал к разгону мирной манифестации в Киеве. Я бы применил к нему персональные санкции: запрет на въезд в ЕС и на банковские счета в Европе.
Михаил Волынец:
— Все активисты независимых профсоюзов находятся на Майдане с первого дня мирной акции протеста. Я сам с Востока, из Донбасса, и лучше, чем кто-либо другой, понимаю, какую угрозу несет политика Януковича для Украины и всего прогрессивного мира... Наши выводы однозначны: нужны санкции к Януковичу и его окружению. Мы обращаемся с таким призывом к ЕС и США, другим демократическим странам. Иначе, как и Руслана Лыжичко, я объявлю голодовку. И таких людей будут тысячи, десятки тысяч.
«Это не гражданская война, это война Януковича с народом»
Для европейских политиков, чиновников и парламентариев события последних суток на Украине стали неожиданностью.