The Bell подсчитал, что с начала года они подписали контракты на сумму 10 млрд рублей.
Подробнее. The Bell изучил результаты госзакупок за 2019 год 13 фирм, предположительно связанных с Евгением Пригожиным. Среди них только две — «Конкорд М» и «Комбинат питания «Конкорд» — связаны с ним напрямую. Остальные компании из списка — это:
«СПб-Кулинария»
«Ресторансервис Плюс»
«Школьник Юз»
«Комбинат дошкольного питания»
«Продфутсервис»
«КДП-Кетеринг»
«ВИТО-1»
«Московский школьник»
«Социальное питание Центр»
МКС
АВК
Ранее на возможную связь этих компаний с Евгением Пригожиным указывали в своих расследованиях РБК, «Новая газета», Daily Storm и «Фонтанка». Все фирмы были связаны между собой косвенно — через регистрационные данные или через одних и тех же лиц в руководстве.
Непосредственно принадлежащие питерскому бизнесмену компании — «Комбинат питания «Конкорд» и «Конкорд М» — с начала года заключили контракты на поставку питания в бюджетные учреждения Москвы — учебные заведения и больницы — примерно на 19 млн рублей, а все компании из списка — в сумме на 10 млрд рублей, следует из подсчетов The Bell на основе данных сайта госзакупок и сервиса «СПАРК-Интерфакс». В пресс-службе «Конкорда» на запрос The Bell не ответили, назвав вопросы «провокационными».
Контракты на поставку питания в бюджетные учреждения Москвы заключаются, как правило, на два года. Предыдущие контрактные кампании проходили в 2015 и 2017 годах. Те же компании, по подсчетам The Bell на основе открытых данных, в 2015 году заключили контракты на поставку питания в московские учреждения на сумму 37 млрд рублей, в 2017-м — на 55 млрд рублей.
Кампания 2019 года только началась, почти все школы будут перезаключать контракты летом, рассказал The Bell контрактный управляющий одной из московских школ, которую обслуживают компании, предположительно связанные с Пригожиным. Это подтверждает собеседник The Bell в департаменте образования Москвы: лето — традиционное время смены поставщиков в школах. «Размеры контрактов в каждой конкретной школе не сильно изменятся», — говорит собеседник The Bell. По его оценке, общий размер контрактов на 2019–2020 годы может составить 40–45 млрд рублей.
Контекст. В конце 2018 года в соцсетях родители начали жаловаться на массовые случаи заражения детей дизентерией. Среди поставщиков питания в детские сады, где заболели дети, был «Комбинат питания «Конкорд», говорилось в расследовании ФБК Алексея Навального.
Также сады, в которых отравились дети, обслуживала компания «ВИТО-1» (в 2019 году получила контракты на 3 млн рублей). Формально она не связана со структурами Пригожина, но входит в СРО «Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения» вместе с «Комбинатом питания «Конкорд», фирмами «Школьник-ЮЗ», КДП и «Московский школьник». С 2018 года ассоциацию возглавляет Алексей Мягков. До него руководителем СРО был Дмитрий Тихонов, который также работал заместителем гендиректора в «Комбинате питания «Конкорд». На связь компаний также указывала Наталья Шилова, которая в интервью ФБК представлялась бывшей сотрудницей «Московского школьника».
Власти Москвы признали массовое заражение только в феврале.
Роспотребнадзор 1 февраля подтвердил факт отравления 127 детей из семи детских садов Москвы.
В конце февраля мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что взял под личный контроль расследование отравления школьников.
28 февраля «Интерфакс» со ссылкой на источники написал, что Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Производство, сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности». По данным агентства, следствие зафиксировало 67 случаев заболевания учеников и педагогического состава в семи школах Восточного округа Москвы. В них работал поставщик «ВИТО-1», рассказал агентству знакомый с ходом следствия источник.
Официальной информации о причинах заражения до сих пор нет.
«Конкорд» заявлял, что источником заражения детей стала молочная продукция, поставленная компании одним из молочных предприятий Липецкой области (там это опровергали). Также компания заявляла, что выплатит пострадавшим компенсации и проведет собственное расследование.
История вопроса. Пригожин начал заниматься готовыми обедами для школьников еще в Петербурге. В 2010 году начал работать комбинат готового питания «Конкорд» в Янино Ленинградской области. Пилотный проект запустили год спустя — Пригожин поставлял готовые обеды в 14 школ. Сейчас комбинат в Янино закрыт, в Петербурге со школами компания не работает.
Выход компаний Пригожина на московский рынок совпал с реформой в системе школьного образования Москвы, говорит сотрудник Департамента образования города. В конце 2010 года Департамент возглавил Исаак Калина — автор идеи укрупнения московских школ и больниц. Одновременно мэрия ввела новую систему закупок для школ — заказы укрупнились, а организатором закупок стал Департамент конкурентной политики столичного правительства. На рынке школьного питания Москвы в итоге осталось всего несколько компаний.
Контракты на поставку еды заключаются напрямую с бюджетными учреждениями. За питание в школе в теории отвечает ее директор. Он вправе вносить изменения в меню, пересматривать договор с поставщиком и оценивать его реализацию. Но уволить директора можно «в момент, по щелчку», поэтому на практике мало кто в действительности пересматривает контракты, говорит координатор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко. Чтобы установить контроль за питанием в конкретно взятой школе, нужен постоянный родительский контроль и диалог с ее руководством, советует он.
В пресс-службе Департамента образования Москвы на запрос The Bell не ответили.
Евгений Пригожин опять раскрутил Москву на больничное меню
Несмотря на скандал со вспышкой дизентерии в Москве, структуры, которые связывают с Евгением Пригожиным, заключают новые контракты на поставку питания в детские учреждения и больницы.