В Пресненском райсуде вчера завершились прения сторон по делу экс-начальника департамента имущественных отношений Минобороны (ДИО) Евгении Васильевой и ее предполагаемых сообщников, обвиняемых в крупных хищениях. Гособвинение запросило для фигурантов условные сроки, сами они требуют их полностью оправдать. Между тем, по данным "Ъ", следствие возбудило в отношении Васильевой новое уголовное дело — о незаконной продаже крупного сельхозпредприятия в Краснодарском крае.
Последней из пяти подсудимых и их адвокатов в прениях выступила Евгения Васильева, для которой прокуратура запросила восемь лет условно и штраф. В течение шести часов с перерывами она последовательно опровергала все выдвинутые против нее обвинения.
"Я за полтора года выполнила задачу министра по созданию с нуля департамента имущественных отношений и полностью наладила его работу",— сообщила подсудимая, отрицая, что получала прибыль от продажи имущества Минобороны через созданные ею, по версии следствия, компании "Эксперт", "Оценка бизнеса" и "Вита проджект". "Я налаживала работу ДИО, и у меня не было времени руководить еще какими-то структурами,— заявила Евгения Васильева.— К тому же прокуратура не доказала, что указанные фирмы вообще занимались какой-то противоправной деятельностью".
При этом Евгения Васильева отвергла ссылки прокуратуры на показания свидетелей, утверждавших, что она сама отбирала покупателей распродаваемого имущества и назначала за него цену. "Я внимательно перечитала показания свидетелей, в том числе Екатерины Сметановой (признала вину, заключив досудебное соглашение.— "Ъ"), возглавлявшей "Эксперт",— заверила судью Васильева.— Но они ничего такого не говорили. А Сметанова вообще путается в показаниях. Это же надо было так довести женщину!"
Но основной посыл в выступлении экс-главы ДИО свелся к доказыванию ошибочности экспертных расчетов при определении ущерба, причиненного сделкам с военным имуществом государству. По версии СКР, он составил более 3 млрд руб. "Они (эксперты.— "Ъ") утверждают, что цена продаваемых объектов была существенно выше, но это в корне неверно,— заявила подсудимая.— Прежде всего потому, что эксперты не использовали положения закона "Об оценочной деятельности", где четко закреплен порядок проведения данной процедуры".
Так, при оценке имущества 31-го Государственного проектного института спецстроительства (ГПИСС) эксперты, по версии Васильевой, учитывали "общее количество заключенных институтом договоров, а не объем реально выполненных заказов"; средства, предназначенные для выплаты процентов по кредитам, а также "нематериальные активы" — кадровый потенциал института, наличие у ГПИСС лицензий и разрешений на различные виды деятельности и прочее.
"Меня обвиняют в мошенничестве лишь из-за ошибок экспертов, которые завысили цену продаваемых объектов, поскольку слабо владели законодательством,— заявила экс-начальник ДИО.— Но я уверена, что суд разберется и примет единственно верное решение!"
Сегодня гособвинение выступит с репликами, а подсудимые произнесут последние слова, после чего суд удалится на вынесение приговора.
Тем временем, по данным "Ъ", набирает ход расследование махинаций, совершенных при участии Евгении Васильевой в рамках так называемого второго уголовного дела "Оборонсервиса". Об одном из его новых эпизодов в своем докладе в Совете федерации "О состоянии преступности в РФ" упомянул генпрокурор Юрий Чайка. По информации "Ъ", речь идет о мошеннической продаже сельскохозяйственного предприятия ОАО "Ленинградское", расположенного в Краснодарском крае. До мая 2009 года "Ленинградское", располагавшее 4,8 тыс. га посевных площадей и 2,2 тыс. голов скота, имело статус федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Северо-Кавказского военного округа. Затем его акционировали, включив в военный холдинг "Агропром". Как установила Главная военная прокуратура (ГВП), впоследствии сельскохозяйственный актив оборонного ведомства был признан непрофильным и с разрешения экс-министра Анатолия Сердюкова реализован. По данным ГВП, сделка была подготовлена и проведена Евгенией Васильевой при участии других подсудимых по первому делу "Оборонсервиса". Причем продано ОАО было по заниженной, по мнению военных прокуроров, цене — ущерб от нее превысил 1,2 млрд. руб. Сейчас основным владельцем предприятия является ОАО "Агропромышленный строительный комбинат "Гулькевичский"", в котором сделку не комментируют.
Прокуроры передали материалы в главное военное следственное управление СКР, которое возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере"). Обвинения по этому и еще трем десяткам эпизодов махинаций с военным имуществом Васильевой, очевидно, будет предъявлено после вступления приговора по первому делу в силу.
В свою очередь, адвокат Евгении Васильевой Хасан-Али Бароков заявил "Ъ", что следствие изучает эти эпизоды с 2012 года, а "вспомнило" о них только сейчас, чтобы оказать давление на подсудимых.
Евгению Васильеву взяли в сельхозоборот
К вынесению приговора ей подготовили новые обвинения.