На продажу выставлено крымское предприятие, бахчисарайский цементный завод «Стройиндустрия». Преденденты на покупку уже нашлись. Интерес к предприятию проявили группа БАЗЭЛ Олега Дерипаски и компания «Евроцемент», подконтрольная бизнесмену Филарету Гвльчеву. Причем из двух явных претендентов аналитики отдают предпочтение Филарету Гальчеву, который давно считается цементным королем страны. А стал он этим королем во многом благодаря, так скажем, оригинальным способам ведения бизнеса. Несмотря на то, что состояние его фирмы не очень-то и отличное, а, говоря, точнее, близкое к плачевному.
Скупка
В свое время Филарет Гальчев скупал цементные производства, что называется, оптом и в розницу. Только у одной Елены Батуриной, бизнес-леди и по совместительству жены бывшего московского мэра Юрия Лужкова, он приобрел сразу 7 профильных предприятий. А еще были приобретены заводы в Карачаево-Черкессии, которые принадлежали родственнику бывшего главы республики Али Каитову. Причем, при покупке предприятия «Кавказцемент» случилась весьма странная и драматичная история. Незадолго до покупки в криминальной «разборке» были убиты сразу семь представителей химического объединения имени Цахилова. История так и осталась покрыта мраком. Но никто не сомневался в том, что она произошла именно из-за «Кавказцемента». Ведь на него претендовало вышеупомянутое предприятие. Однако, надежды эти были в прямом и переносном смысле похоронены. Как поговаривают злые языки, за устранением конкурентов стояли структуры Гальчева.
Устранив (различными способами) всех конкурентов на цементном сегменте рынка Филарет Гальчев стал решать свои финансовые проблемы самым простым и действенным способом. Он просто взял и поднял цены на цемент в 5 раз! Впрочем, иного выхода у него и не было. Ведь для покупки таких активов Галчев залез в огромные банковские кредиты. А их, как известно, рано или поздно надо отдавать. И желательно пораньше. Вот Гальчев и нашел способ быстрого расчета с банковскими долгами. Но вышло в результате все не по его плану.
Взвинчивание цен оказалось в итоге мыльным пузырем. Почему? А потому что на реальном, а не выдуманном Гальчевым рынке стоимость импортного цемента оказалась чуть ли не в полтора раза дешевле. В результате этого зарубежные поставщики стройматериала «отбили» у Гальчева едва ли не половину потребителей. При этом вместо того, чтобы модернизировать производства и создавать новые, конкурентоспособные, а, следовательно, и производящие продукцию по гораздо более низкой себестоимости, Филарет Ильич пошел по пути наименьшего сопротивления. Ради сохранения установленной им самим «с потолка» цены», начались закрываться некоторые заводы, пошло повальное сокращение штата работников.
Так, Гальчев закрыл Савинский цемзавод (мощность – 1,2 млн т), сократил рабочий коллектив на «Жигулевских стройматериалах» (1,7 млн т) и Белгородском цемзаводе. «Пикалевский цемент» работает на 10% мощности и вскоре тоже будет закрыт. Но при этом бизнесмен не утратил желания властвовать не только на российском, но и на мировом рынке цемента. Так, он захотел купить блокирующий пакет акций известного мирового цементного бренда Holcim. А ведь компаньон Филарета Ильича Георгий Краснянский, в «Евроцементе», этот проект воспринял что называется в штыки.. Он как раз понимал, что нужна модернизация заводов компании, которым от 45 до 100 лет! Но у Гальчева, говорят знакомые с ситуацией люди, уже не было желания выслушивать другие мнения. Он ведь сам самодостаточная личность!
В конце концов бизнесмен вместе со своей фирмой переселился в Швейцарию, создав там оффшор Eurocement Holding AG. Но при этом Гальчев начал реализовывать свою идею фикс. Сначала им было выкуплено 6,5 процентов акций Holcim, чуть позже еще порядка 4%. А ведь это произошло в разгар двух кризисов, между 2008 и 2011-м годами! Откуда взялись огромные средства на выкуп очень не дешевых активов Holcim? Да оттуда же, где Гальчев их находил всегда. Более 2 миллиардов долларов были взяты в виде кредитов в банках.
Но и этот прожект в итоге оказался «пшиком». Дело в том, что Holcim вдруг затеял слияние с другим производителем цемента, группой компаний Lafarge. В результате этой сделки доля влияния в уже объединенном холдинге LafargeHolcim не превышала 6 процентов!
«Кредитная история»
Гальчев выстроил свою цементную империю, живя взаймы. То есть, все операции совершались на взятые банковские кредиты. В результате долговая «яма», в которой оказался «Евроцемент груп» оказалась глубиною 150 млрд руб. А в целом долги Гальчева достигли 300 млрд руб. Больше половины кредитов находятся в руках «Сбербанка», которым руководит Герман Греф. Говорили, что у них хорошие отношения с Гальчевым. Но, как выяснилось, отношения испортились. А еще кредиторами «Евроцемента», причем не маленькими, являются такие кредитные «монстры», как ВТБ и Юникредит банк».
Стоит ли удивляться тому, что личное состояние Филарета Гальчев «высохло» подобно залитому цементу. Так, по данным СМИ, он уже оказался на обочине рейтингов самых состоятельных людей по версии журнала Forbs. Финансовые активы бизнесмена рухнули более чем в 5(!) раз – с почти 5,7 миллиардов до 300 миллионов долларов. Гальчев просто наплевал на свои имеющиеся заводы, где производство падает со скоростью кометы, а в трудовых коллективах созрела настоящая предзабастовочная ситуация. Но разве это столь важно, когда на кону появился бахчисарайский цементный завод, отчего у Гальчева снова «снесло башню»! Здесь даже такой могучий конкурент, как Дерипаска не помеха. В конце концов, его цену можно «перебить», взяв очередной кредит в банке. Ну, конечно, если кто-то из банков еще решиться на такое…
Филарет Гальчев вышел на охоту за цементным заводом в Крыму
Цементный "король" продолжает захват предприятий за счет кредитов.