Второй по величине (вслед за Аэрофлотом) российский авиаперевозчик - Трансаэро, манипулируя собственной финансовой отчетностью за 2013 год, неожиданно превратился из прибыльной компании в убыточную. При этом частному авиаперевозчику удалось взять в ВТБ многомиллиардный кредит под государственные гарантии, и теперь Трансаэро проводит собственный ребрендинг, одновременно хвастаясь ростом пассажиропотока. Общественная палата РФ уже заинтересовалась, как именно авиаперевозчику удалось «провернуть» такую операцию.
К счастью для современных российских авиаперевозчиков, за последние 25 лет в стране выросло поколение «рожденных ползать» - то бишь людей, по разным (чаще всего финансовым причинам) не имеющим возможности летать самолетами. По оценочной статистике, не меньше 30 миллионов россиян никогда в жизни не заходили в салон самолета в качестве пассажира.
Но если бы все эти люди хоть один раз в жизни потратили свои кровные на билет, то возник бы массовый запрос на освещение в СМИ темы деятельности авиакомпаний, которая пока интересна разве что специализированным отраслевым СМИ. А в поле зрения СМИ, рассчитанных на широкие массы, тема попадает лишь в случае очередной авиакатастрофы либо масштабного «кидалова» пассажиров, вынужденных иногда по нескольку суток торчать в аэропортах в ожидании своего рейса.
Финансовая эквилибристика
А пока же, в отсутствие широкого интереса к теме своей деятельности, некоторые авиаперевозчики занимаются тем, что Лента.ру назвала «финансовой эквилибристикой».
Еще в прошлом году один из лидеров рынка авиаперевозок - компания «Трансаэро», пересмотрела свои финансовые результаты за 2013 год. Неожиданно выяснилось, что еще недавно весьма прибыльная структура оказалась в положении Свирид Петровича Голохвастова из комедии «За двумя зайцами». Сватаясь к дочери богатых торговцев, означенный персонаж расписывал свое состояние, перечисляя принадлежащие ему особняки, магазины и экипажи, но был разоблачен в финале картины одним из своих кредиторов, сорвавшем его аферу с женитьбой на богатом приданом словами: «Да он же банкрот!».
Видимо, что-то подобное происходит и с Трансаэро. В прошлом году Трансаэро отчиталась о прибыли в 788 миллионов рублей по МСФО, но уже в году нынешнем оказалось: прибыль не просто исчезла, а как кролик, вытащенный из шляпы фокусника, превратилась в... чистые убытки. И не просто в убытки, а в многомиллиардные убытки. Если быть точным, переоценка ценностей дала на выходе минус 13,34 миллиарда рублей.
Фокусы с прибылью
Как такое возможно, спросите вы. Давайте попробуем разобраться.
Но сначала одно уточнение. Трансаэро не просто переписала финотчетность, но и произвела переоценку своих, выражаясь юридическим языком, материальных и нематериальных активов. Как вы, наверное, уже догадались, в результате переоценки активы усохли на многие миллиарды.
Финансовые аналитики комментируют произошедшее как нечто экстраординарное. Тем более, для публичной компании. «Ведомости» приводят мнение аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, согласно которому фокусы с пересмотром результатов предыдущих периодов обычно подрывают доверие инвесторов и способны привести к серьезному падению котировок акций компании.
«Если бы акции Трансаэро были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов», - говорит эксперт.
Может быть, причиной такой странной политики является элементарное желание выплачивать дивиденды акционерам и премии руководству? Напомним, в соответствии с федеральным законодательством дивиденды выплачиваются именно из нераспределенной прибыли или прибыли за год.
Если верить данным отчетности по РСБУ, то позапрошлый год Трансаэро закончила с чистой прибылью 1,02 миллиард рублей и выплатила с нее своим акционерам 138 миллионов рублей дивидендов. Руководство авиакомпании не забыло ранее и себя поблагодарить - вознаграждение управленческому персоналу ОАО "АК Трансаэро" в 2013 году составило 148 миллионов. А теперь, когда "успешный год" выглядит как провальный, может надо вернуть дивиденды и премии. Иначе получается, что премии выданы за убыток, не странно ли? Или мы дожили до того, что надо уже благодарить руководство за убытки?
Ребрендинг черного квадрата
А в это время выясняется пикантная деталь. На фоне такой страшной убыточности Трансаэро затеяла дорогостоящую процедуру собственного ребрендинга. Да еще и под государственные гарантии. Для тех, кому непонятно: компания перекрашивает самолеты в новые корпоративные цвета. И все это счастье может обойтись до 570 миллионов рублей.
При этом 9 миллиардов рублей правительство помогло привлечь Трансаэро в конце минувшего года. Для этого были выданы госгарантии и, видимо, даны прямые поручения в государственный ВТБ. Целевой кредит был получен в костинском ВТБ во спасение крупного перевозчика. Официально эти деньги должны были пойти на рефинансирование производственной и операционной деятельности. Таким образом, суммируя вышесказанное, отметим интересный факт: прибыльная авиакомпания внезапно оказалась в сложной финансовой ситуации и была вынуждена обратиться за помощью к казне. И для тех, кто совсем ничего не понял: свои финансовые проблемы перевозчик решает за наш с вами счет, ведь после таких указаний госбанкам частично приходится обращаться в бюджет за докапитализацией или иным видом помощи. А ведь государственные резервы и бюджет не резиновые, и деньги могли пойти на здравоохранение, к примеру. Или на социальные программы. Да хоть на те же самолеты, в конце концов. Но все это наша с вами разыгравшаяся фантазия. Потому что в жестокой реальности деньги ушли в компанию, которая не прочь заняться... перекраской самолетов.
О ребрендинге еще весной писали Известия, по данным которых его стоимость в несколько раз превышает выплаты топ-менеджерам за прошлый год. Тогда же источник в авиаотрасли сообщил изданию, что первый по-новому покрашенный «Боинг-737» сейчас находится в американском Сиэтле и скоро выйдет в регулярные рейсы.
В самой Трансаэро настаивают, что без ребрендинга им просто никак. Ведь окраска самолетов не менялась с 1990 года. И ладно, бог бы с ним, с новым логотипом, дело в конце концов, хозяйское, хоть черный квадрат на борту намалюйте. Но не во время кризиса, не за бюджетные средства?
В конце концов причиной подобной щедрости государства заинтересовалась Общественная палата, зампред комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ которой обратился в Минфин и Генпрокуратуру с просьбой проверить источники финансирования ребрендинга Трансаэро и «дать принципиальную оценку возможной практике использования средств господдержки для решения не первоочередных задач функционирования компании, в частности ребрендинга, и в случае необходимости применить меры прокурорского реагирования».
«Ситуация требует тщательного изучения, поскольку средства под государственные гарантии выделялись для иных целей, а перекраска самолета представляется нецелевым расходованием средств», — говорится в обращении члена ОП Антона Кирьянова. По его данным, траты на ребрендинг, в частности, перекрашивание авиапарка, могут оцениваться до 10 миллионов долларов.
Тем временем в Минтрансе успокаивают: мол, все под контролем, мы следим за тем, чтобы полученный под государственные гарантии кредит в ВТБ пошел по назначению.
Трансаэро должна направлять регулярную отчетность о расходовании средств тех кредитных ресурсов, которые были получены авиакомпанией под государственные гарантии», — говорит заместитель министра транспорта Валерий Окулов.
За чей счет банкет?
А теперь отмотаем ленту немного назад и вновь вернемся к отчету Трансаэро в Минфин с уточнением своих результатов за прошлый год. Как выяснилось благодаря обращению Кирьянова, в отчет Минфину не вошли сведения о производимом или планируемом ребрендинге, а также о том, за чей счет он осуществляется.
Если компания «гуляет» на свои, то Минфин просто обязан определиться, стоит ли тратить бюджетные деньги на поддержку частного бизнеса, имеющего средства?
А пока компетентные органы ищут ответы на поставленные Общественной палатой вопросы, обратимся к совсем свежей статистике «убыточной» Трансаэро.
В июне этого года компания перевезла 1,51 миллиона пассажиров, что на 5,5 процента больше, чем в июне 2014 года. Об этом похвалилась пресс-служба самого перевозчика. По ее же данным, в прошлом месяце загрузка пассажирских кресел выросла по сравнению с июнем прошлого года на 3 процента до 87,3 процента. Выросло на 65,8 % и число пассажиров, перевезенных на внутрироссийских линиях.
Видимо, авиакомпания «Трансаэро» нашла свое финансовое положение столь плачевным, что пришлось взять многомиллиардный кредит на собственное спасение под госгарантии, и в то же самое время рапортует о росте загрузки пассажирских кресел и числа перевезенных пассажиров.
Умеют же люди!
Финансовая эквилибристика Трансаэро
Трансаэро проводит ребрендинг, не отказываясь от госгарантий и признаваясь в огромных убытках.