В группе опасаются, что оценку энергокомпании могут занизить из-за негативного отношения к России на рынке. Размещение Wintershall Dea неоднократно переносилось, в последний раз — из-за низких оценок конкурентов. При этом ожидалось, что это IPO станет одним из крупнейших размещений 2022 года в Европе.
О планах LetterOne по «борьбе» с IPO сообщил представитель инвестгруппы. В беседе с Financial Times он заявил, что компания хочет блокировать «любые скорые попытки вывести Wintershall Dea на биржу со стороны BASF». BASF — немецкий концерн, который владеет двумя третями акций нефтегазовой компании. Оставшиеся бумаги находятся у LetterOne.
В инвестгруппе Фридмана напомнили, что WinterShall Dea добывает часть нефти и газа в России, к которой рынок сейчас настроен негативно. Из-за этого оценка, полученная компанией при скором IPO, может не отразить реальный потенциал бизнеса. Кроме того, публичный статус Wintershall Dea будет сдерживать ее инвестиционную активность и препятствовать возможным сделкам по слиянию и поглощению, которые необходимы для развития совместного предприятия (СП).
«Подталкивание к IPO рискует сместить фокус компании с долгосрочного роста, так как она сосредоточится на сокращении издержек, максимизации свободного денежного потока в краткосрочной перспективе и распределении средств между акционерами», — заявили в LetterOne.
В группе считают, что вместо выхода на биржу Wintershall Dea необходимы долгосрочный фокус и инвестиции. Обратная политика может поставить под угрозу планы компании по обеспечению устойчивой и доступной энергии. При этом в LetterOne отметили, что поддержат увеличение дивидендов, если они будут соответствовать устойчивым интересам Wintershall Dea, ее целям и стратегии.
Что известно о Wintershall Dea
Wintershall Dea — крупнейшая независимая нефтегазовая компания Европы. Она образовалась в 2019 году после слияния Wintershall Holding GmbH и DEA Deutsche Erdoel AG, которая подконтрольна группе Михаила Фридмана. Wintershall Dea ведет добычу в России, Норвегии, Германии, а также работает в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Wintershall имеет доли участия более чем в 40 компаниях по всему миру. Среди них — российские «Ачимгаз» и «Севернефтегазпром».
Wintershall в составе консорциума участвовала в строительстве и введении в эксплуатацию «Северного потока». Также она участвовала в консорциуме по строительству и эксплуатации «Северного потока — 2», однако в прошлом феврале преждевременно остановила финансирование этого проекта.
Сейчас LetterOne контролирует 33% акций компании. Оставшиеся 67% находится у BASF. По акционерному соглашению, привилегированные акции BASF конвертируются в обыкновенные 1 мая 2022 года или в момент проведения IPO, если оно состоится раньше. После этого доля BASF увеличится до 72,7%, а доля LetterOne составит 27,3%.
Пакет в 27,3% акций инвестгруппа Фридмана оценивает в $5,2 млрд. Таким образом, вся компания оценивается примерно в $20 млрд, а ее IPO может стать одним из крупнейших в Европе в текущем году.
IPO: планы и разногласия
О том, что выход Wintershall Dea на биржу планируется, Bloomberg сообщал еще в 2017 году. Тогда Wintershall и DEA только обсуждали слияние и заявляли о возможности IPO объединенной компании в среднесрочной перспективе. В сентябре 2018-го глава будущей компании Марио Мерен обозначил сроки размещения. «Мы ожидаем, что интеграция завершится в первой половине 2020 года, а возможность IPO мы рассмотрим не ранее второй половины 2020 года», — заявил он.
К концу 2019 года Wintershall уже выбрала консультантов для размещения. Ожидалось, что оно состоится летом 2020-го на Франкфуртской фондовой бирже. Эксперты отметили, что бизнес могут оценить более чем в $20 млрд — это стало бы крупнейшей сделкой в отрасли с момента выхода на биржу «Роснефти» в 2006 году с оценкой в $11 млрд.
Слухи о том, что IPO не состоится в срок, стали появляться весной 2020-го. Тогда источники Reuters узнали, что размещение перенесут из-за ситуации с коронавирусом и ценовой войны между Россией и Саудовской Аравией. Источники поясняли, что прогноз цен на нефть и газ на оставшуюся часть 2020-го оставался слабым (на тот момент Brent торговалась менее чем по $32 за баррель), а инвесторов все меньше интересовали производители ископаемого топлива.
В самой Wintershall Dea тогда заявляли, что планируют провести IPO «в зависимости от конъюнктуры рынка». Затем размещение перенесли на вторую половину 2021 года, а в июне в компании заявили, что IPO и вовсе не пройдет в 2021-м «из-за текущих рыночных условий». Одной из причин стали рыночные оценки нефтегазовых компаний, которые находятся на недостаточном уровне.
Об окончательном отказе от IPO партнеры не сообщали, однако об их разногласиях стало известно еще в прошлом году. В ноябре акционеры поспорили относительно будущего Wintershall Dea: BASF утверждала, что хочет продать свою долю через размещение на бирже, в то время как LetterOne — «построить долгосрочную стратегию». «Стратегически BASF по-прежнему полностью привержена продаже своей доли в компании», — утверждал финансовый директор концерна Ханс Ульрих-Энгель.
На сегодняшний день BASF не готова отказаться от идеи IPO. Концерн по-прежнему «рассматривает IPO как наилучший вариант» для продажи своей доли в компании. В LetterOne утверждают, что будут «сопротивляться растущему давлению действовать немедленно» в отношении IPO, однако не исключили, что поддержат листинг в момент, когда «он будет иметь коммерческий смысл».
Фридман прикрутил немцам вентиль
Инвестгруппа LetterOne миллиардера Михаила Фридмана и партнеров решила блокировать выход на биржу немецкой Wintershall Dea.