Газовый «вентиль» вице-губернатора Рябишина?
Влиятельные чиновники Вологодской области, в том числе и вице-губернатор Виктор Рябишин, оказались замешаны в очередном коррупционном скандале.
Ведь из-за того, что областное правительство поручилось перед банком за ООО «Стройнефтегаз», бюджет потерял 150 млн.руб.
Старые знакомые
Ранее The Moscow Post уже проводил расследование вероятной причастности вице-губернатора Вологодской области Виктора Рябишина и его сына Дмитрия к хищению 457,4 миллиона рублей, выделенных на реконструкцию канала имени Москвы.
Итоги данного расследования были широко растиражированы в других федеральных СМИ, а один из основных фигурантов данного скандала после статьи в The Moscow Post был арестован 29 января 2015 года . Речь идет о главе ООО «Проектно-изыскательский институт «Облстройпроект»» Владимире Старцеве.
Стоит отметить, что бывший депутат Вологодской городской Думы от партии «Единая Россия» Владимир Старцев считается не только приближенным к вице-губернатору Рябишину, но и является партнером его сына по бизнесу.
Новое дело
Как выяснилось, это «трио» (отец и сын Рябишины, а так же Старцев) оказалось причастно к еще одному не менее громкому скандалу, который, впрочем, пока что не удостоился такого внимания со стороны силовых структур, как кража 457,4 миллиона рублей из ФГУП «Канал имени Москвы».
В данном случае речь идет о махинациях с активами ООО «ДоргазСтрой», которые происходили при прежнем руководстве этой компании. Кстати, на данный момент (по данным портала «rusprofile.ru») эта компания уже ликвидирована .
При этом причиной банкротства ООО «ДоргазСтрой» стали неплатежи его основного контрагента ООО «Стройнефтегаз» (г. Вологда), владельцем которого был Николай Шачин. Кстати, «Стройнефтегаз» так же был обанкрочен. При этом перед банкротством ООО «Стройнефтегаз» был обременен долгами, которые в итоге пришлось покрывать из областного бюджета. В данном случае, процесс формирования задолженности вызывает весьма большие сомнения относительно его законности.
Формирование задолженности
По официальной информации, 31 декабря 2009 года ООО «Стройнефтегаз» на основании договора о предоставлении кредитной линии № ЗИ-К-129/09, заключенного с ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП Банк) взял у этого банка кредит с лимитом выдачи 253 470 000 руб.
Данные средства предназначались для финансирования расходов, связанных с переустройством магистральных газопроводов. Кредит был взят со сроком погашения до 25 декабря 2014 года с уплатой процентов в размере 10.5%.
Крайне важным обстоятельством этой сделки является тот факт, что указанный кредит был выдан под гарантию Вологодской области, а 100% акций МСП Банка принадлежат госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Иными словами, получается, что деятельность частного ООО «Стройнефтегаз» велась на государственные деньги. В данном случае не ясно, зачем властям Вологодской области для переустройства магистральных газопроводов нужно было прибегать за помощью частной (да и к тому же относительно небольшой по сравнению с лидерами отрасли) компании. Казалось бы, для данного вида работ лучше привлечь государственные структуры, либо попросить помощи у «Газпрома», который так же подконтролен властям РФ.
Однако, на заемные у государственного банка деньги под областные гарантии переносом магистральных газопроводов на объекте «Индустриальный парк «Шексна» занялось именно ООО «Стройнефтегаз».
Заказчиком данного проекта являлась Вологодская область. По официальным данным, работы на объекте ООО «Стройнефтегаз» были выполнены. Однако, 7 февраля 2013 года в отношении «Стройнефтегаза» была введена процедура конкурсного производства.
Разумеется это ООО не смогло рассчитаться по кредиту, а задолженность перед МСП Банком в размере более 150 млн.рублей была включена в реестр требований кредиторов ООО «Стройнефтегаз».
Как из бюджета «утекли» 150 миллионов рублей?
Впрочем, руководство «Стройнефтегаза», похоже, и не думало отдавать свой долг «дочке» ВЭБа. Ведь уже 25 июня 2013 года правительство Вологодской области (в лице регионального Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства) заключило с МСП Банком договор об уступке прав требования, согласно которому кредитная организация передает региону часть своего права требования к ООО «Стройнефтегаз» в размере 158 068 302 рубля 87 копеек.
В итоге оплата прошла по договору цессии, а область перевела на счет расчетный банка всю необходимую сумму, что и подтверждается платежным поручением №25 от 30 июля 2013 года. При этом никаких денег от «Стройнефтегаза» регион так и не получил.
Таким вот образом, более 150 млн. рублей покинули областной бюджет. Впрочем, на этом история не закончилась.
Момент «кидка»
Все дело в том, что правительство Вологодской области собственные обязательства перед ООО «Стройнефтегаз» за выполненные работы на объекте «Индустриальный парк «Шексна» в полном объеме так и не исполнило, а долг области перед ООО «Стройнефтегаз» составил порядка 150 млн.рублей, которые до настоящего времени не оплачены.
С учетом того, что ООО «Стройнефтегаз» уже обанкрочено, вряд ли кто-то будет требовать возвращение этого долга, кроме разве что конкурсного управляющего ООО «ДоргазСтрой», которому «Стройнефтегаз» так же должен.
В итоге получается, что «Стройнефтегаз» получил от МСП Банка деньги в полном объеме, однако не смог вернуть 158 млн.руб., которые погасила область, сама задолжавшая «Стройнефтегазу» почти 150 млн.рублей.
Здесь возникает логичный вопрос: «Если «Стройнефтегаз» не вернул банку 158 млн.руб., то куда же они делись?» Они, что, били «распилены»? И почему власти региона не стали перечислять деньги напрямую в «Стройнефтегаз», а лишь выплатили долг застройщика перед банком.
Возможно, руководство региона было в преступном сговоре с хозяином «Стройнефтегаза», целью которого был «распил» заемных у МСП Банка средств. Эта версия, по мнению экспертов, все расставляет на свои места.
Итак, «Стройнефтегаз» берет кредит у МСП Банка, но отдает его не полностью, а деньги «пилятся» застройщиком вместе с чиновниками, которые отдали долг «Стройнефтегаза» за счет регионального бюджета. В итоге почти 150 млн.рублей «зависли» в частной ООО, которое было обанкрочено. В чьих карманах в конечном итоге оказались эти деньги, еще предстоит узнать следователям.
Загадочная смерть гендиректора
Разумеется, первым подозрение попадает на директора компании «Стройнефтегаз» Николая Шачина, впрочем, он погиб при весьма странных обстоятельствах 10 ноября 2014 года .
В СМИ сказано, что, когда Шачин ехал на своем автомобиле Lexus, у него внезапно случился сердечный приступ прямо во время движения , из-за чего произошла автокатастрофа, а автомобиль Шачина врезался в жилой дом.
При этом, как выяснилось, покойный оставил после себя множество долгов, а среди его кредиторов значатся «Севергазбанк», «Вологдаоблкоммунэнерго», администрация Шекснинского района, Департамент имущественных отношений области. Отметим, что «Севергазбанк» (сейчас - ОАО Банк СГБ) называют «карманным банком» правительства Вологодской области.
Кстати, по мнению экспертов, Шачин имел влияние и на бывшее руководство ООО «ДоргазСтрой», так как в СМИ «Стройнефтегаз» считали дружественной компанией к «ДоргазСтрою». Кстати, обе эти компании длительное время не платили зарплату своим рабочим.
Разумеется, внезапная смерть Николая Шачина была крайне выгодна вологодским чиновникам, так как именно его можно при желании выдать за основного фигуранта этой аферы. Однако, решение о предоставлении «Стройнефтегазу» государственных гарантий было принято на уровне ближайших подчиненных губернатора. Так что истинных организаторов этой схемы стоит искать среди нынешних заместителей Олега Кувшинникова.
Кто именно был причастен к афере?
Впрочем, кое-кто из чиновников все-таки ответил за эту махинацию, ведь государственные гарантии, предоставленные регионом «Стройнефтегазу», упоминались прокурором области Сергеем Хлопушиным, как один из поводов для возбуждения уголовного дела против бывшего начальника Департамента финансов Сергея Тугарина.
Впрочем, господин Тугарин играл в этом процессе далеко не самую главную роль, так как работы на объекте «Индустриальный парк «Шексна» , под которые брался кредит у «дочки» ВЭБа со стороны правительства области, курировали вице-губернатор Виктор Рябишин и Сергей Воробьев, который ранее возглавлял областной Департамент строительства и ЖКХ.
Рябишин и Воробьев считаются «хорошими приятелями». Тесную дружбу этих чиновников демонстрирует эпизод 2010 года, когда Воробьев, находившийся в должности заместителя начальника Департамента развития муниципальных образований Вологодской области, выделил денежный грант 13 млн.рублей Администрации Вологодского муниципального района.
Позже Воробьев потребовал получателя направить все эти средства на оплату кредитов фирмы ООО «Азимут». Ее собственником является Дмитрий Рябишин, сын Виктора Рябишина. Вообще же фирмы, учредителем или соучредителем которых является Рябишин-младший, с 2009 по 2012 год получили 42 госконтракта на 251 миллион 412 тысяч рублей. Из них 10 контрактов через областной Департамент строительства и ЖКХ, 6 контрактов через Департамент дорожного хозяйства и транспорта и 4 контракта через управление по эксплуатации зданий (обслуживание Правительства области), входящее в сферу интересов вице-губернатора Виктора Рябишина .
Отец и сын
Кстати, сын вице-губернатора «засветился» и в газовом строительстве, так как ООО ПИИ «Облстройпроект» в свое время проектировало строительство двух газопроводов в Вологодской области - газопровод в деревне Ватланово Вологодской области и газопровод в поселке Перьево Вологодской области, вероятно, на основании госконтракта.
Напомним, что учредителями «Облстройпроекта» являются (ныне арестованный) Владимир Старцев (20%) и Дмитрий Рябишин (80%).
Более того, согласно информации вологодской областной газеты «Премьер» (архивная ссылка ), деятельность «Облстройпроекта» через своих родственников вполне может контролировать вице-губернатор Вологодской области Виктор Рябишин.
Силовики тоже «при делах»?
По официальным данным, строительство газопроводов осуществляется ООО «Стройнефтегаз» на основании заключенного в 2012 году с ООО «Северная компания» (г. Санкт - Петербург) договора о строительстве в рамках Вологодской областной программы по спецнадбавке за счет средств бюджета и «Газпрома».
По странному стечению обстоятельств, газопровод за бюджетные деньги строится в Перьево, где находится дача главы СУ СК РФ по Вологодской области Эдуарда Зайнака. А второй газопровод построен в Ватланово Вологодского района, где находится дом, в котором прописан Николай Шачин.
Более того, по слухам, на денежные средства ООО «Стройнефтегаз» в 2012 году был построен газопровод в деревне Марково Вологодского района, где находится дача руководителя УМВД по Вологодской области Виталия Федотова.
Эксперты считают, что у покойного Шачина были хорошие личные связи с Зайнеком и Федотовым. Похоже, что это объясняет тот факт, почему учредитель ООО «Стройнефтегаз» избежал уголовной ответственности.
Кстати, в течение 2008 - 2012 годах Шачин постоянно брал кредиты в ОАО «Севергазбанк» под развитие бизнеса, пополнение оборотных активов и т.п. Однако, по слухам, вместо целевого использования кредитные средства выводил на иные организации, строил на выведенные кредитные средства параллельные бизнесы, дачи, дома и т.п.
При этом бизнес-структуры не оформлялись на ООО «Стройнефтегаз», а были зарегистрированы на иных лиц. Кредиты искусственно возвращал путем «перекредитовки», увеличивая кредитную нагрузку. В итоге долг ООО «Стройнефтегаз» перед банками и государством на конец 2012 года составил более 600 млн.рублей
Получается, что после смерти Шачина многомиллионные долги «Стройнефтегаза» либо вообще не выплачиваются, либо покрываются за счет бюджета. Кстати, по имеющимся у экспертов данным, чиновником, который предложил включить именно газопроводы, ведущие к дачам силовиков, в областную программу, являлся Виктор Рябишин.
Получается, что бизнес по проектированию газопроводов, который осуществлял (или до сих пор осуществляет) через «Облстройпроект» сын вице-губернатора Рябишина, был связан с деятельностью компании покойного Шачина. При этом постройка газопроводов за бюджетные деньги вполне соответствовала интересам главы СУ СК РФ по Вологодской области Эдуарда Зайнака и руководителя УМВД по Вологодской области Виталия Федотова.
Возможно, именно из-за этой общности интересов чиновников и силовиков махинации, связанные с деятельностью «Стройнефтегаза», фактически не расследуются.
Разумеется, показания против Рябишина могут дать арестованный директор «Облстройпроекта» Старцев или считающаяся лояльной ныне покойному Шачину конкурсная управляющая ООО «Стройнефтегаз» Тчанникова. Однако, вологодские силовики даже не думают возбуждать дело в отношении вице-губернатора. Очевидно, что Федотов, Зайнак и Рябишин постараются списать весь урон, нанесенный региональному бюджету, исключительно на деятельность главы «Стройнефтегаза», которого нынче уже нет в живых. Но не пора ли заняться этим делом следователям федерального уровня?
Ведь информация о предполагаемых махинациях вице-губернатора Вологодской области уже не на раз была опубликована в федеральных СМИ. А это значит, что к этому делу должно подключиться руководство МВД РФ и Следственного комитета России.