Снижение спроса, хоть и не такое существенное – всего 2%, продолжится и в 2018 г., прогнозирует ФРТП. Центр экономического прогнозирования Газпромбанка дает похожий прогноз – снижение на 4%. Уже сейчас трубопрокатные станы в России работают на треть мощности, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.
Спрос на трубы стремительно снижается из-за завершения крупных проектов «Газпрома» и строительства Крымского моста, говорится в отчете ЧТПЗ. Для моста понадобилось 240 000 т труб. Они использовались в качестве свай.
«Газпром» в следующем году рассчитывает достроить сразу три трубопровода – «Силу Сибири», «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». Трубы для них уже куплены. Поэтому в 2018–2019 гг. потребности компании в продукции будут составлять около 1 млн т в год, посчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Именно «Газпром» традиционно является крупнейшим потребителем труб. В 2012–2017 гг. его доля колебалась от 44 до 65%, следует из мартовской презентации ТМК Дмитрия Пумпянского. Вторая по этому показателю – «Транснефть». На ее долю пришлось 12% поставок труб в 2017 г., следует из презентации.
Производителям труб приходится искать других покупателей. Например, осенью прошлого года основной акционер ОМК Анатолий Седых говорил, что в ближайшие пять лет загрузка трубных мощностей его компании будет не ниже 70–80%. С окончанием крупных инвестпроектов «Газпрома» ОМК переключится на другие рынки. По словам Седых, компания планирует участвовать в тендере на поставки труб для строительства газопровода Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия, а также в проекте «Роснефти» в Иракском Курдистане в случае его реализации. Вчера представитель ОМК от комментариев отказался.
Представитель «Северстали» отметил, что принадлежащий компании Ижорский трубный завод загружен на 100%. Завод стал победителем конкурсов на поставку труб для развития газотранспортных мощностей в Северо-Западном регионе, объясняет он. Всего по контрактам в 2018–2019 гг. будет поставлено около 165 000 т труб.
Снижение спроса на трубы большого диаметра компенсируется ростом спроса на другую продукцию. Растет потребление труб OCTG (бурильные, обсадные и насосно-компрессорные трубы, применяемые в бурении, оборудовании и эксплуатации нефтяных и газовых скважин) и труб для горизонтального бурения. По данным ЧТПЗ, в 2017 г. потребление OCTG в России выросло на 14,5% до 2,29 млн т. Основным производителем таких труб в России является ТМК. Кроме того, у нее есть и крупные заводы в США.
Доля ТМК на этом рынке в мире – 15%, а прирост производства составил почти четверть. В США по итогам прошлого года американский дивизион ТМК вошел в топ-3 производителей OCTG, сообщил представитель компании.
Во многом это произошло из-за бума сланцевой добычи в США. Нефтяникам нужны трубы для бурения новых скважин. В США с сентября 2016 г. до января 2018 г. добыча нефти выросла на 16,5%, следует из данных Управления по энергетической информации США. Как писали аналитики Credit Suissе, долгосрочные перспективы сектора положительные, несмотря на опасение начала глобальной торговой войны и снятие части секторальных санкций с Южной Кореи. «Цены на трубы OCTG находятся на самом высоком уровне с 2015 г.», – говорится в отчете Credit Suissе. В итоге американский дивизион ТМК в 2017 г. принес компании 22,6% выручки – $994 млн из совокупных $4,4 млрд. Производство на американских заводах компании в 2017 г. выросло на 14% до 1,483 млн т.
Восстановление мировых цен на нефть началось в 2016 г. За два года цены на нефть марки Brent выросли почти на 83%, по данным Thomson Reuters. Цены росли на фоне роста спроса на нефть и ограничения предложения со стороны ОПЕК и 11 примкнувших к картелю стран, говорит аналитик Raiffeisen Андрей Полищук. По его мнению, растет бурение как традиционных нефтяных месторождений, так и месторождений тяжелых нефтей, включая сланцевые.
Но в России же бума бурения не наблюдается. С января 2015 г. по январь 2018 г. этот показатель вырос менее чем на 3%, по данным Thomson Reuters. «Цены на нефть остаются на высоких уровнях, капитальные затраты нефтяных компаний не падают, однако из-за сделки с ОПЕК добыча нефти в России на зрелых месторождениях не растет существенно. Это смещает спрос в сторону премиальных труб, связанных с горизонтальным бурением и разработкой трудноизвлекаемых запасов», – говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов.
