«Газпром» получил разрешение от Швеции на прокладку газопровода «Северный поток-2» в исключительной экономической зоне страны в Балтийском море. Шведский участок газопровода наиболее протяженный, и теперь у проекта есть разрешения на прокладку уже от трех стран ЕС и потенциально от России, покрывающие почти 89% маршрута. Единственная страна, которая пока не дала добро на прокладку трубы,— Дания, которая может затягивать процесс на неопределенное время.
Проектная компания «Северного потока» Nord Stream 2 AG (подконтрольна «Газпрому») получила разрешение Министерства предпринимательства и инноваций Швеции на прокладку газопровода в исключительной экономической зоне страны в Балтийском море. В тот же день, 7 июня, компания получила разрешение Минстроя РФ на строительство сухопутного участка трубы в Ленинградской области. Для строительства газопровода в территориальных водах РФ проекту еще нужно разрешение Росприроднадзора, что ожидается «в ближайшее время».
Таким образом, проект де-факто получил разрешения от России, а также Германии, Финляндии и Швеции — в совокупности они покрывают 1087 км из 1226 км общей протяженности трубы, или 88,6%. Остается только участок возле датского острова Борнхольм, в том числе 53 км в исключительной экономической зоне и 83 км в территориальных водах Дании. Согласно морскому праву, экономическая зона относится к международным водам, тогда как на территориальные воды полностью распространяются законы соответствующего государства. Проблема в том, что правительство Дании неоднократно критически высказывалось о «Северном потоке-2» и в прошлом году парламент страны принял поправки к законодательству, которые позволяют запрещать строительство трубопроводов в территориальных водах не только по экологическим соображениям, но и по соображениям национальной безопасности. На данный момент неясно, сможет ли Nord Stream 2 получить разрешение от Копенгагена — запрос находится на рассмотрении, сроки которого не определены.
На тот случай, если Дания запретит работы в своих водах, у Nord Stream 2 AG есть план по прокладке трубы в исключительной экономической зоне страны — в обход Борнхольма с севера. Разрешение Копенгагена все равно потребуется, но у властей в данном случае не будет формального повода для отказа. Как отмечают собеседники “Ъ” в отрасли, проблема в том, что датчане теоретически могут тянуть время, не вынося никакого решения, что может поставить под угрозу график реализации проекта. Ввод «Северного потока-2» в эксплуатацию пока намечен на конец 2019 года. С другой стороны, собеседники “Ъ” ожидают, что в этой ситуации Дания не возьмет на себя ответственность единолично блокировать подобный проект. «Мы не считаем справедливым, если такая маленькая страна, как Дания, будет решать такой большой вопрос, как этот»,— говорил в сентябре 2017 года глава МИД страны Андерс Самуэльсен.
«Для Дании не очень правильно оказываться в ситуации, когда эта страна единственная не приняла решение по проекту,— говорит Мария Белова из Vygon Consulting.— Но они поменяли законодательство и теперь могут говорить, что оценка проекта с точки зрения безопасности требует больше времени». По ее мнению, власти Дании могут тянуть время, чтобы не потерять лицо, а также могут ожидать получения неких преимуществ для себя в ходе внутриевропейских дискуссий по проекту. «Потеря времени — главная угроза, потому что, даже если "Газпром" в какой-то момент решит отказаться от прокладки трубы через территориальные воды Дании и подаст новое ходатайство о прокладке в экономической зоне, нужно будет снова ждать решения Копенгагена»,— заключает госпожа Белова.
‟Газпром‟ получил ‟добро‟ от Швеции
Для строительства "Северного потока-2" не хватает только разрешения от Дании.