Газпром нефть» первой из крупных нефтекомпаний заявила, что возможное повышение экспортной пошлины на нефтепродукты только ухудшит эффективность переработки, но не решит проблему с ростом цен на АЗС. Как заявил глава компании Александр Дюков, наиболее эффективной мерой по стабилизации розничных цен на топливо было бы дальнейшее снижение акцизов. Правительство уже снизило их с 1 июня, но, как признал господин Дюков, на большее снижение пока не готово.
Нефтекомпании предлагали правительству в качестве меры по стабилизации розничных цен на АЗС продолжить снижение акцизов на 2–2,5 тыс. руб. на тонну для бензинов и 3,5–4 тыс. руб. для дизельного топлива, сообщил на пресс-конференции глава «Газпром нефти» Александр Дюков. «Это обсуждается, но правительство пока не готово, считая, что нынешнего снижения (с 1 июня.— “Ъ”) достаточно»,— сказал он. «Такая возможность (продолжить снижение акцизов.— “Ъ”) у бюджета есть, потому что за это время бюджет дополнительно получил от роста цены (на нефть). И нефтяные компании приняли участие в том, чтобы стабилизировать цены на нефть и вывести их на более высокий уровень. Также был дополнительный доход от девальвации рубля»,— пояснил Александр Дюков.
В рамках договоренности с правительством в обмен на снижение акцизов нефтяные компании обещали заморозить розничные цены на топливо на нынешнем уровне до конца года.
При этом параллельно Минфин предложил законодательно закрепить возможность повышать экспортную пошлину на светлые нефтепродукты. Фактически речь идет о следующем: если нефтяные компании не смогут удерживать цены в рознице, правительство введет повышенные пошлины, чтобы сделать экспорт топлива менее выгодным.
Но, по мнению Александра Дюкова, на внутреннем рынке и так нет дефицита топлива, а рост пошлин не решит системных проблем. Он считает основными негативными факторами, приведшими к значительному росту цен на нефтепродукты, повышение акцизов и то, что «Минфин и ЦБ выбрали политику по отвязке рубля от цен на нефть». Если бы этого не произошло, то при выросшей нефти укрепился бы рубль, и экспортный netback (стоимость продажи на экспорт за вычетом пошлины и транспортных расходов) не изменился бы, тогда как на деле он резко вырос и вызвал рост цен на нефтепродукты, пояснил господин Дюков.
Топ-менеджер считает, что повышение экспортных пошлин может негативно сказаться на отрасли: в этом случае нефтепереработка значительно потеряет в эффективности, ее объемы станут снижаться на фоне прогнозируемого роста спроса на топливо, что приведет к снижению инвестиций в НПЗ, в результате компании не смогут выполнить программы модернизации. «Если сейчас в убытке розница, то повышение пошлины приведет к тому, что сильно потеряет в эффективности переработка. Независимые переработчики снизят производство, снизятся поставки на внутренний рынок. Это только ухудшит ситуацию»,— считает Александр Дюков. Он отметил, что в долгосрочной перспективе необходимо переходить к плавающим акцизам, которые будут изменяться в зависимости от цен на нефть — снижаться при высоких ценах и расти при низких.
‟Газпромнефть‟ расстроилась из-за повышения экспортных пошлин на бензин
Глава компании Александр Дюков выдвинул ультиматум правительству РФ.