В Екатеринбурге грянуло уголовное дело, расследуемое следственным комитетом при поддержке ФСБ. Шестерых свердловских полицейских подозревают в пытках задержанных. Для главного управления МВД по Свердловской области операция коллег по силовому блоку стала шоком, хотя в свое время материалы помогали готовить сотрудники управления собственной безопасности самого главка, говорит источник Znak.com. В истеблишменте обсуждается вопрос, до какого уровня может подняться скандал и будет ли он стоить карьеры высокопоставленным свердловским полицейским.
Были задержаны шестеро: это Александр Дубровин, который в 2014 году был начальником отдела полиции №29 ММО МВД России «Заречный», Андрей Махаев (начальник отдела уголовного розыска), старшие оперуполномоченные отдела полиции №29 Эдуард Ударцев и Абай Маманов, а также начальник отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области Евгений Власов и оперуполномоченный указанного отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений Анатолий Куриленко.
Как считают в СК, в 2014 году эти полицейские искали подозреваемых в убийстве (причем само дело вёл СК, полицейские занимались лишь оперативно-розыскной работой). «В результате, как оказалось, оперативные работники полиции ММО МВД России «Заречный» задержали троих местных жителей, к которым стали применять силу, пытали этих людей с целью «выбить» нужные показания, при том, как оказалось, что к убийству эти граждане не имели абсолютно никакого отношения», – сообщили в следственном комитете.
Описание истязаний, которые свердловские полицейские применяли к своим жертвам, ставит историю в один ряд с печально известным делом казанских полицейских. «Оперативники полиции заводили нескольких граждан поочередно в служебный кабинет по одному, где издевались над ними. Каждый раз меняясь в составе, сообщники пытали людей, избивали их, душили. Среди незаконных методов были разнообразные способы – это и нанесение многочисленных ударов, и лишение доступа кислорода.
Один из полицейских даже угрожал пострадавшему, что справит на него естественную нужду и совершит с ним насильственные действия сексуального характера.
В результате доставленный гражданин, не стерпев этих мучений, был вынужден оговорить себя, признавшись в совершении убийства», – рассказали в СК.
Еще одного жителя Заречного полицейские избили до разрыва селезёнки. Его тоже проверяли на причастность к убийству.
Получив признательные показания, полицейские передали материалы в следственный комитет. Однако там в ходе допросов сознавшегося выяснилось, что он всё-таки не причастен к убийству.
Как говорит источник Znak.com, близкий к ГУ МВД по Свердловской области, после этого СК передало материалы о действиях полицейских-«гестаповцев» в управление собственной безопасности МВД. Там, проведя проверку, подтвердили факты и вернули материалы обратно в СК, который и возбудил уголовное дело. «Однако никто не ожидал, что это будет сделано публично и с таким общественным резонансом», – говорит источник, близкий к ГУ МВД. По его словам, во вторник скандал сильно подействовал на полицейское руководство региона и рядовых сотрудников главка: задержание шестерых полицейских обсуждали все. Новость быстро разлетелась по федеральным СМИ и социальным сетям. Следственный комитет при этом в своем заявлении для прессы давал понять, что на тормозах дело спускать не собирается: «Действиям полицейских, преступивших закон, будет дана самая жесткая правовая оценка», – сообщалось в пресс-релизе.
Оправившись от первого шока, пресс-служба полицейского главка первым делом вывела из-под удара руководителя.
«Позиция начальника ГУ МВД России по Свердловской области генерал-лейтенанта полиции Михаила Бородина в таких ситуациях всегда была и остается предельно четкой – кто бы ни преступил черту закона, должен понести заслуженное наказание, вне зависимости от званий, должностей и былых заслуг, – говорилось в сообщении, которое разослали по редакциям СМИ. – О мерах реагирования со стороны руководства главка проинформируют общественность и СМИ дополнительно по итогам служебной проверки».
Попытка защитить Михаила Бородина от возможных последствий громкого скандала понятна: история шестерых полицейских грозит оставить пятно на репутации генерала, у которого в 2015 году подошел срок ротации (он назначен руководить ГУ МВД по Свердловской области в сентябре 2010 года – пять лет назад). Источник, близкий к главку, надеется, что так высоко скандал не поднимется: «На уровне главка объявят кому-нибудь неполное служебное и строгих выговоров», – считает он.
Источник удивлён поднявшей шумихе: «Это была обычная работа службы собственной безопасности и СК, непонятно, откуда такой ажиотаж».
Громкий резонанс, сопутствующий работе следователей, может создать впечатление, что расследование стало намеренным ударом по руководству свердловского главка. Источник, близкий к свердловскому «клубу генералов», говорит, что руководство регионального ФСБ давно собирало информацию по злоупотреблениям полицейских и может выступать истинным инициатором громкого расследования.
Генерала Бородина испытывают пытками
Уголовное дело шести полицейских бьёт по репутации свердловского главка.