Инициатива Генпрокуратуры о приостановке дела о банкротстве «Каюм Нефти», которую связывают с арестованным экс-владельцем банка «Югра» Алексеем Хотиным и скандально известным холдингом «Русь-Ойл», вскрыла очередное уголовное дело. Как выяснилось, в производстве СУ СКР по ХМАО находится дело по факту сокрытия имущества нефтяников, за счет которого должны были гаситься обязательства перед бюджетом. Также стало известно об аресте, наложенном на объекты «Каюм Нефти». При этом вмешательство надзорного органа, который требует не только миллиарды от Хотина, но и обращения в счет возмещения ущерба государству всех акций компаний, входящих в состав группы «Русь-Ойл», может сформировать новые резонансные конфликты. Так, ранее притязания на акции «Негуснефти» уже высказал «Россельхозбанк», который также сейчас заявляет о долге компании на сотни миллионов. Удалось «Русь-Ойлу» столкнуть и «Газпромбанк» и «Банк Югра» в лице госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов». Теперь наблюдатели ждут развития позиции от Генпрокуратуры, вспоминая, что она отличилась «беспрецедентной защитой «Банка Югра» при Юрии Чайке, и обсуждают новых потенциальных собственников «Русь-Ойла», упоминая экс-главу «Роснефти» Эдуарда Худайнатова.
Арбитражный суд ХМАО принял решение продлить срок конкурсного производства в отношении АО «Каюм Нефть» (Нягань) на шесть месяцев. Отчет управляющего о результатах процедуры планируется рассмотреть летом следующего года.
Уточним, ранее от Генеральной прокуратуры РФ поступило ходатайство о приостановлении производства по этому делу со ссылкой на иск надзорного органа, поданный в Замоскворецкий районный суд Москвы, о взыскании с Хотина Алексея Юрьевича в пользу Российской Федерации 169,3 млрд рублей.
В соответствующую сумму Генпрокуратура оценила ущерб, нанесенный государству в результате противоправной деятельности группы компаний «Русь-Ойл», к которой относят и «Каюм Нефть». При этом, как следует из документов, надзор также настаивал на обращении в счет возмещения всех акций компаний, входящих в состав группы «Русь-Ойла», в том числе и АО «Каюм Нефть».
Отметим, что это может спровоцировать очередной резонансный конфликт – ранее «Правда УрФО» сообщала о разбирательствах АО «Российский сельскохозяйственный банк» («Россельхозбанк») с Bracadale Holdings Limited («Бракадейл холдингс лимитед»), зарегистрированной на Британских Виргинских островах, относительно акций АО «Негуснефть» (Радужный, ХМАО), которое тоже относят к «Русь-Ойлу».
Первая инстанция удовлетворила требования госбанка об обращении взыскания на принадлежащие иностранной организации акции нефтяной компании. Начальную продажную цену бумаг арбитраж установил в размере 3,918 млрд. Средства от реализации должны были быть направлены на гашение обязательства перед «Россельхозбанком».
Подобный конфликт мог бы стать еще одним столкновением статусных игроков в рамках банкнотных разбирательств вокруг активов «Русь-Ойл». Так, издание подробно сообщало о противостоянии «Газпромбанка» (ГПБ) и «Банка Югра» в лице конкурсного управляющего госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) в деле о несостоятельности «Каюм Нефти». В частности, позицию ГПБ наблюдатели называли «попыткой получить хоть что-то с трупа», и не исключали даже, вероятно, «дружественных кредитов, которые теперь могут отказаться проблемой для менеджмента».
«Какую роль сыграет сейчас Генпрокуратура, не до конца понятно, учитывая беспрецедентную активность надзора в свое время по защите «Банка Югра» Хотина», – рассуждает собеседник издания, знакомый с работой холдинга. Напомним, ранее «Правда УрФО» подробно разбирала столкновение Генпрокуратуры РФ, которую на тот момент возглавлял Юрий Чайка, с ЦБ. При этом финансисты указывали на риски для всей системы в результате этого противостояния.
«При предъявлении хищений подобных масштабов Хотин, надо отметить, не сидит. При этом, как говорят в прокуратуре, создаются схемы вывода денег, и наносится ущерб государству. Это называется национальной безопасностью? По гораздо более мелким делам людей задерживали, лишая возможности уходить от ответственности. А тут веерные банкротства, схемы с НДС, с продажей нефти. Теперь логично ждать глушение добычи во всем «Русь-Ойле» и «Каюм Нефти» тоже. Кстати, туда опять введена усиленная охрана, а руководство игнорирует прокуратуру, заявляя, что не имеет доверенности с ней общаться», – рассказывает источник, близкий к нефтяной компании.
Другой собеседник издания отмечает, что текущий глава Генпрокуратуры Игорь Краснов – из следственного комитета, а именно это ведомство ранее сообщало, что продолжает устанавливать «обстоятельства хищения Хотиным и его соучастниками денежных средств ПАО «Банк «Югра» на сумму свыше 267 млрд рублей».
Так или иначе, на текущий момент суд отказал Генпрокуратуре в приостановлении производства по делу, а само ходатайство вскрыло дополнительные примечательные подробности.
«В дополнениях к ходатайству <…> заявитель указал, что в производстве СУ СКР по ХМАО-Югре находится уголовное дело по факту сокрытия имущества организации «Каюм Нефть», за счет которого должно было быть произведено взыскание недоимки по налогам и уклонения от уплаты налогов и сборов организации. Постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда <…> удовлетворено ходатайство следственного управления о наложении ареста <…> на объекты недвижимости, принадлежащие «Каюм Нефти». Указанное постановление вступило в законную силу», – следует из документов.
Масштабные разбирательства продолжаются и вокруг вышеупомянутой «Негуснефти». Так, в очередное дело о банкротстве нефтяного актива, которое было инициировано ФНС, сейчас пытается вступить «Россельхозбанк». На текущий момент госбанком заявлены претензии на 800 млн рублей.
Кроме того, РСХБ уже выступил с ходатайством о принятии обеспечительных мер, например, в виде запрета осуществлять мероприятия по переходу права пользования участками недр. В заявлении госбанка фигурируют АО «Негуснефть», ООО «Южно-Ухтинский», ООО «Участок №1», ООО «Джъер-Тэбукский», ООО «Южно-Ираельский», ООО «Западно-Турышевский», ООО «Тиманский-1», ООО «Белый» и ООО «Северо-Айкурусский». Отметим, что, согласно открытым данным, речь идет об участках в ХМАО и Коми.
Собеседники издания отмечают, что в текущей ситуации уже на первый план выходит вопрос, кто может стать новым собственником бизнеса.
«Разрушать производство, раздавая имущество, с моей точки зрения, не целесообразно для того же государства. Кто может купить в этих условиях, когда нефтянка уходит в стагнацию? Возможно, ННК Худайнатова («Независимая нефтегазовая компания». – Прим. ред.), как наиболее мобильная компания по мелким активам. Просто получит операционную деятельность, а долги останутся Хотину. Пусть везет с Кипра. Возможен новый игрок, так как у «Русь-Ойла» есть все признаки работающего под единым руководством объединения. Только заменить УК и поставить своих людей. Вариант, что это будут отчасти те же люди Хотина, не исключается», – рассуждает источник издания среди нефтяников.
Генпрокуратура ищет нефть Алексея Хотина
Банкиры нацелились на участки в Югре и Коми. РСХБ выдвинул новые требования по «Негуснефти».