Генеральная прокуратура подала иск против бизнесмена Андрея Мельниченко. Как пишет РБК со ссылкой на источник, иск касается энергетических активов, которые были куплены структурами Мельниченко у структур экс-министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова. Ответчиками по делу выступают сам Мельниченко, Хакасская сервисно-ремонтная компания и Кузбасское акционерное общество энергетики и электрификации («Кузбассэнерго»).
Как сообщаеттелеграм-канал «СоветБезРынка», генпрокуратура требует взыскать в собственность государства акции СИБЭКО. Требование основывается на том, что в процессе расследования дел, связанных с уголовным делом Абызова, были получены сведения о том, что Мельниченко и подконтрольные ему юрлица могли нарушать законодательство о противодействии коррупции при совершении сделок по приобретению акций СИБЭКО. Можно сказать, что следствие считает, что Мельниченко и Абызов вступили в сговор с целью незаконного извлечения прибыли.
Бывший министр Открытого правительства Михаил Абызов был задержан в 2019 году и до сих пор находится под стражей. В октябре 2020 года суд обратил в доход государства более 32 млрд рублей, принадлежавших Абызову. Самому же Абызову приговор пока не вынесен. Он обвиняется в создании организованной преступной группы, которая похищала и незаконно выводила деньги за рубеж.
В деле Абызова, помимо прочего, фигурирует и компания СИБЭКО. Позиция следствия заключается в том, что Абызов с 2012 года скрывал владение пятью кипрскими офшорами, через которые он, будучи министром, незаконно управлял СИБЭКО. В начале 2018 года Абызов продал компанию структурам Мельниченко, нарушив запрет на предпринимательскую деятельность для чиновников. Стоимость сделки оценивалась в 18-24 млрд рублей.
СИБЭКО — крупнейший поставщик электроэнергии в Сибири, компания занимается генерацией тепловой и электрической энергии. В начале 2018 года ФАС разрешила подконтрольной Мельниченко СГК приобрести СИБЭКО при выполнении ряда условий, в частности речь шла об отказе от «значительного повышения цен на оптовом рынке электроэнергии» в течение трех лет.
Выручка СИБЭКО в 2016 году превышала 28 млрд рублей, а чистая прибыль — 1 млрд рублей. В 2022 году, по данным СПАРК, выручка превышала 38 млрд рублей, а чистая прибыль была чуть меньше 5 млрд.
Как пишет РБК, за лето этого года это уже четвертый иск прокуратуры об изъятии частных активов в пользу государства. К примеру, был подан иск с требованием изъять акции у владельцев одного из крупнейших производителей метанола и формалина в России «Метафракс Кемикалс» в связи с «незаконной приватизацией» в 90-х.
Комментирует политолог, директор Международного института политической экспертизы, глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко:
«Есть претензия на возврат в бюджет одного из активов, который его собственник продал, а компания, принадлежащая Мельниченко, заплатила за него деньги. При этом сделка прошла все необходимые проверки, была одобрена государственными органами, была признана юридически чистой. Сейчас появилась такая новая технология, когда вместо того чтобы — если есть какие-то вопросы — начать следствие, провести какое-то действительно расследование, если у кого-то есть сомнения, возникает история такая, что Генпрокуратура говорит: «А мы считаем, что это неправильно, давайте отберем в пользу государства». И сразу обращаются в суд, не проводя никакой работы. Некоторые юристы считают, что здесь можно усмотреть подмену следствия. То есть это, конечно, очень удобная технология, но вопрос, насколько она соответствует юридическим нормам, Конституции РФ? Я так понимаю, это вопрос дискуссионный и вызывает достаточно серьезные споры и среди правоведов, и в юридическом сообществе. Здесь же вопрос не только про СИБЭКО, здесь вопрос в целом про право собственности у нас в стране, про защиту инвестиций и про защиту собственников. Мы с вами видим какие-то резонансные истории, скажем, иск по поводу курортов Кавказских Минеральных Вод, вот этот вот иск, а есть же еще мелкие истории. Если подобного рода методы будут легализованы и сказано, что все, вот так можно без следствия, без разбирательства, просто иск прокуратуры, решение суда, и была у тебя собственность — ее не стало. В какой-то момент это может ударить по людям далеко не столь обеспеченным. И если миллиардер лишится какой-то части своих активов, и для него это будет неприятно, но переносимо, а кто-то может лишиться источника существования».
О том, какова вероятность того, что акции СИБЭКО будут изъяты в пользу государства, рассуждает старший партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев:
— Насколько мне известно, сейчас предъявлено материальное требование об изъятии в доход государства акций компании. Соответственно, с точки зрения уголовного преследования самого Мельниченко пока никаких новостей нет, что удивляет, потому что обычно бывает обратная последовательность. То есть сначала привлекают к уголовной ответственности, утверждают, что некий актив был получен в результате совершения преступления, и после этого идет гражданский иск.
— Насколько вероятно, что прокуратура выиграет суд и акции будут изъяты?
— Основываясь на последних делах, которые прокуратура заявляла, я думаю, что достаточно большие шансы.
— В последнее время много подобных дел, с чем это может быть связано?
— Я думаю, это связано с тем, что Генеральная прокуратура, говоря бытовым языком, набила руку на подобных историях и сейчас реализует этот опыт в отношении активов, где есть сомнения или же были какие-то неправильные приватизационные процессы. Государство сейчас становится активным игроком на рынке с точки зрения гражданских отношений, с точки зрения владения бизнесом. Я думаю, что стоит при покупке какого-то бизнеса очень активно изучать документы, историю компании, привлекать юристов, консультантов, которые сняли бы все возможные риски последующих изъятий.
Состояние Мельниченко — 25,2 млрд долларов, он вместе с семьей находится на первом месте среди всех российских бизнесменов по оценке Forbes.
Генпрокуратура отнимает у Мельниченко СИБЭКО
Структуры бизнесмена купили СИБЭКО в 2018 году. Компанию требуют взыскать в доход государства, ведомство считает сделку коррупционной.
21.08.2023