Вчера стало известно, что ГСУ СКР прекратило уголовное преследование основного владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика и трех топ-менеджеров, которых обвиняли в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В результате, как утверждало следствие, в январе 2011 года в Домодедово произошел теракт, унесший жизни 37 человек. На прекращении этого расследования настаивала Генпрокуратура РФ, утверждавшая, что состава преступления в действиях фигурантов не было. Никто из фигурантов дела вины не признавал. Тем не менее обратившиеся с заявлениями потерпевшие по делу получили благотворительные выплаты и от претензий к аэропорту отказались.
Сенсационная новость была обнародована вчера в Басманном суде столицы, где должна была рассматриваться жалоба защиты бывшего директора аэропорта Вячеслава Некрасова на бездействие СКР. Адвокат настаивал на исполнении Следственным комитетом требования Генпрокуратуры о прекращении производства по уголовному делу в связи с отсутствием в действиях обвиняемых состава преступления. Однако судебного разбирательства не понадобилась. Когда председательствующая на заседании Юлия Сафина предложила сторонам заявлять ходатайства, представитель Следственного комитета попросил приобщить к делу постановление ГСУ СКР о прекращении уголовного дела. Вячеслав Некрасов и его адвокат Денис Додонов не могли скрыть удивления: как выяснилось, следствие фигурантов расследования и защиту о своем решении еще не уведомило.
Уголовное дело N201/404086-15 было возбуждено 28 апреля прошлого года в отношении Дмитрия Каменщика, Вячеслава Некрасова, а также бывшей главы российского представительства компании Airport Management Company Limited Светланы Тришиной и экс-управляющего директора ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити" Андрея Данилова по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц). Все его фигуранты после предъявления обвинения были помещены под домашний арест (позже их выпустили на свободу). Согласно фабуле дела, обвиняемыми была необоснованно упрощена процедура досмотра граждан в аэропорту Домодедово, а уже это обстоятельство, по версии следствия, позволило террористу Магомеду Евлоеву в январе 2011 года беспрепятственно проникнуть в здание аэровокзала и привести в действие взрывное устройство. В результате теракта 37 человек погибли, а еще 170 получили ранения.
Однако такая трактовка категорически не устроила Генпрокуратуру, которая четырежды направляла руководству СКР представления о прекращении уголовного дела. Надзорное ведомство указывало, что в соответствии с действующим законодательством авиационные транспортные услуги касаются движения и эксплуатации транспорта, а их безопасность заключается в защите от угроз, связанных с функционированием транспорта как источника повышенной опасности, но не от терактов. Что касается неисполнения требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ч. 3 ст. 263.1 УК РФ), то возможные нарушения в аэропорту Домодедово в этой части, напоминала Генпрокуратура, расследовались ранее в рамках другого уголовного дела, возбужденного еще в 2011 году. В августе 2015 года это расследование было прекращено за отсутствием состава преступления.
Последнее требование главе СКР Александру Бастрыкину направлял в июле этого года на тот момент и. о. генпрокурора РФ Александр Гуцан. Отметим, что, согласно УПК РФ, предписание господина Гуцана не подлежало обжалованию, и господин Бастрыкин должен был принять "безотлагательные меры к установлению законности в уголовном деле". Однако этого не случилось, что и вызвало подачу жалобы в Басманный суд защитой Вячеслава Некрасова. Но поскольку вчера в суде выяснилось, что СКР дело все же закрыл, жалобу рассматривать не стали.
Присутствовавший в суде официальный представитель аэропорта Домодедово Дмитрий Нуждин от имени своего предприятия поблагодарил Генеральную прокуратуру "за последовательную и принципиальную позицию по этому делу". В свою очередь, официальный представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной сообщил "Ъ", что его ведомство уже получило постановление Следственного комитета. "Это весьма объемный документ, комментировать его мы будем после изучения, ориентировочно в начале следующей недели",— сказал он. Тогда же, отметил господин Куренной, его ведомство определится и с оценкой действий руководства СКР.
Адвокат господина Некрасова Денис Додонов отметил в беседе с "Ъ", что дело против владельца и руководства Домодедово прекращено по реабилитирующим основаниям — за отсутствием в действиях фигурантов состава преступления. Будут ли те требовать компенсации за необоснованное уголовное преследование, бывшие обвиняемые решат позже.
В свою очередь, представитель потерпевших от теракта Игорь Трунов заявил, что прекращение дела против Дмитрия Каменщика и топ-менеджеров аэропорта не стало для него неожиданностью — к настоящему моменту из специально созданного аэропортом благотворительного фонда выплачены компенсации всем обратившимся в СКР с заявлениями 115 потерпевшим. Господин Трунов высказал предположение, что дело не было закрыто ранее именно потому, что следствие дало время всем потерпевшим написать заявления.
Генпрокуратура отстояла Дмитрия Каменщика
СКР закрыл дело об опасных услугах в Домодедово.