Село Ольгинка расположено на краснодарском побережье Черного моря. В советское время здесь был пансионат, который в 1990-е пришел в запустение, на его месте появилась стихийная свалка. В 2008 году администрация Туапсинского района передала землю бывшего пансионата в частные руки, она была разделена на несколько участков и впоследствии не раз меняла владельцев. Новые собственники благоустроили село и отсыпали пляж, открыли музей и яхтенную марину, построили гостиницы и спортивные объекты.
А кто-то – просто дом, чтобы встретить старость на берегу моря. Но сейчас эти люди могут лишится всего.
Заместитель Генпрокурора России подал в районный суд иск к владельцам объектов недвижимости, требуя передать их в краевую собственность.
Не основано на законе
«Прокуратура не просит признать незаконным постановление администрации района 2008 года, которым эти земли переданы пансионату и не оспаривает саму сделку купли-продажи. Она оспаривает только последние сделки, по которым участки получили нынешние владельцы», – объясняет управляющий партнер адвокатского бюро «Юг» Юрий Пустовит.
По закону последствием признания сделки недействительной является двухсторонняя реституция, когда одна сторона возвращает недвижимость, а вторая – полученные за нее деньги. Но Генпрокуратура заявляет, что нынешние законные собственники должны просто отдать все администрации региона.
«Такого последствия закон, во-первых, не содержит, а во-вторых, администрация Краснодарского края никогда не была собственником этих земель», – подчеркивает адвокат Пустовит.
Другой участвующий в деле адвокат Александр Толстиков пояснил, что на предварительном заседании суда представитель Генпрокуратуры не смог конкретизировать заявленное требование и правовые основания для него.
«Мы не понимаем, на какие именно нормы ссылается прокуратура. Эта позиция незаконная и в целом нарушающая права как наших доверителей, так и всех жителей Туапсинского района», – выразил уверенность Александр Толстиков.
В иске ведомства заявляется, что он подан в интересах «неопределенного круга лиц» и в защиту права на благоприятную окружающую среду – мол, данная территория относится к курортным территориям, но в соответствующем перечне курортов краевого значения оно отсутствует.
Это подтверждает член экспертного совета по особо охраняемым природным территориям края Евгений Витишко: никаких документов, подтверждающих отнесение Ольгинки к курортам краевого значения нет, все 32 тома административного иска Генпрокуратуры не основаны на законе.
Более того, первым сделкам уже 15 лет, а срок исковой давности по таким делам всего три года. Многие годы люди благоустраивали эту территорию, платили налоги, никаких вопросов у прокуратуры и других органов власти их права на недвижимость не вызывали.
Дома, гостиницы, уникальный музей – под снос?
Собственница одного из земельных участков в селе Ольгинка Светлана Киселева вспоминает, что на этом месте была свалка и пришлось вывезти несколько десятков КАМАЗов мусора. Также новые собственники благоустроили берег, создали объекты туристической инфраструктуры.
«Мы просто в ужасе – пришла Генпрокуратура и говорит, что все это нужно признать недействительным. Слышим с экранов телевизоров о том, как нужно помогать предпринимателям и инвесторам, которые расширяют курорты Краснодарского края. Для чего Генпрокуратура сейчас требует изъять все эти участки в пользу государства, когда здесь все построено, благоустроено? Чтобы они вновь пришли в запустение и превратились в свалку? Мы хотим, чтобы нас услышало правительство Российской Федерации, президент Владимир Путин, потому что мы видим какой произвол. Это может коснуться любого жителя», – уверена Киселева.
Если суд поддержит иск Генпрокуратуры, крыши над головой лишатся рядовые жители Ольгинки, в том числе ветераны МВД, семьи участников специальной военной операции.
«Приобрели этот участок в 2017 году у пансионата «Ольгинка». Хотели построить небольшой дом, метров сто, и прожить тут остаток жизни… На государство отработали столько лет, на пенсию вышли, а теперь у нас все это отбирают. И кредиты отдавать еще», – разводит руками житель села Ольгинка, пенсионер МВД Сергей Кинзер.
Здесь же за частные средства открыты музей якорей и единственный в стране музей дореволюционного быта морских дачников – с конца позапрошлого века здесь проводили летние месяцы представители российской элиты, зарождалась традиция курортного отдыха.
«Единственный в стране пляжный черноморский музей, – подчеркивает председатель музейного совета села Ольгинка Сергей Старк. – Коллекция музея насчитывает порядка двух тысяч экземпляров, период охватывает с самого освоения черноморского побережья и до с наших дней. Мы в состоянии тревоги, я сейчас выражаю мнение всей общественности, всех жителей нашего села по поводу неправильных и незаконных действий отдельных представителей государственной власти. Надеемся, в этих обстоятельствах разберутся, пойдут навстречу людям».
Достучались до Москвы
О сомнительном иске Генпрокуратуры к жителям Ольгинки уже писали крупные федеральные СМИ – официальное издание правительства России «Российская газета», «Коммерсантъ», «Московский комсомолец», «Версия», известный телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ», Компромат Групп и другие медиа.
Эксперты уверены – иск Генпрокуратуры является сомнительной атакой. Законность требований не выдерживает никакой критики. Сейчас, когда все российское общество объединилось вокруг президента и правительства и поставленных ими задач, кто-то такими необдуманными исками вносит в общество раскол и провоцирует протест.
«Наша позиция заключается в том, что исковые требования незаконны, не обоснованы, заявлены с пропуском исковой давности. Никаких правовых оснований для прекращения прав собственников земельных участков нет, иск абсолютно несостоятелен», – выражает мнение своих защитников адвокат Алексей Демехин.
По нашей информации, на вопиющую ситуацию уже обратили внимание в Москве. Но как на иск Генпрокуратуры отреагирует Туапсинский районный суд – примет ли правовое решение – мы узнаем 10 августа.
Генпрокуратура зарится на Туапсе
Исполнение иска лишит жилья и бизнеса жителей Ольгинки.