Выступая на Восточном экономическом форуме, генпрокурор Игорь Краснов рассказал, как надзорное ведомство защищает бизнес от контролеров и других чиновников, отметив, что цифровизация услуг вскоре может совсем избавить предпринимателей от проверок.
«Государством сейчас многое делается для расширения возможностей бизнеса. При этом значимая роль в его защите отведена органам прокуратуры»,— сообщил Игорь Краснов, предложив обсудить эту тему «в формате открытого и доверительного диалога».
Поскольку, по его словам, действенной мерой снижения административного давления на предпринимателей стал установленный правительством мораторий на проверки, было важно не допустить сбоев в его реализации. Для этого, как отметил генпрокурор, он сам принял «ряд организационных и практических мер». В первую очередь согласование всех без исключения проверок бизнеса было поднято на максимально высокий уровень. Теперь эти решения вправе принимать только руководители прокуратур субъектов федерации. Соответственно, повышена и степень ответственности за нарушение подобных запретов. Без злоупотреблений все равно не обошлось, поэтому в ряде случаев пришлось наказать подчиненных, которых господин Краснов назвал «нерасторопными».
Между тем доля отказов прокуроров в согласовании внеплановых проверок в нынешнем году в целом по стране достигла 60%, а в Дальневосточном регионе было отклонено три четверти соответствующих инициатив контролеров.
Под надзором прокуроров прекращены и аннулированы все плановые контрольные мероприятия в отношении объектов бизнеса, не создающих угрозу жизни и здоровью граждан. В результате, привел пример глава надзорного ведомства, в регионах Дальнего Востока их число по состоянию на середину лета сократилось в десять раз — с 18,5 тыс. до 2 тыс.
Но, считает генпрокурор, результат мог быть и лучше. Он напомнил, что на Санкт-Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин предложил кардинально пересмотреть правоотношения в контрольно-надзорной сфере. Полностью и навсегда отказаться от проведения большинства проверок российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда.
Во исполнение этого поручения Генпрокуратура совместно с Минэкономразвития и аппаратом правительства вырабатывают «варианты избавления предпринимателей от административного давления».
Непосредственно позиция прокуратуры, отметил господин Краснов,— «меньше проверок — больше пользы для экономики».
Одновременно, продолжил глава надзорного ведомства, совместно с органами госвласти и бизнес-сообществом проводится большая работа по смягчению ответственности предпринимателей. В ее рамках за последние полгода принят целый ряд федеральных законов. Они позволяют избежать штрафных санкций за впервые совершенное правонарушение, ограничившись предупреждением. Отменено требование о привлечении к ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его работника. Появилась возможность в течение льготного периода оплатить только половину суммы назначенного хозяйствующему субъекту штрафа. В совокупности отмеченные меры призваны и способны обеспечить реальную поддержку бизнеса, отметил генпрокурор.
При этом важно, считает он, чтобы предприниматели обладали полной информацией о доступных для них видах государственной поддержки, получали быстрый и прозрачный ответ на выдвинутые ими идеи и предложения.
Для этого большинство предоставляемых предпринимателям госуслуг должно быть переведено в электронный формат. Это жизненно необходимо для бизнеса особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока, где расстояния между населенными пунктами порой измеряются тысячами километров, отметил генпрокурор. «Поэтому мы средствами надзора максимально ускоряем данный процесс»,— сообщил Игорь Краснов. К примеру, в Якутии благодаря в том числе прокурорам достигнута цифровизация порядка 80% услуг, по остальным (субъектам округа) работа будет окончена до конца года.
«В целом использование современных технологий, на мой взгляд, способно позитивно влиять на бизнес-климат. В числе таких прогрессивных инструментов вижу реализацию концепции цифрового рубля. Его применение позволит упростить проведение взаимных платежей и получение мер государственной поддержки, максимально повысит объективность и прозрачность финансового контроля в отношении хозяйствующих субъектов, проще говоря, даст возможность проводить фискальные проверки вообще без визитов к проверяемым»,— поделился своими соображениями генпрокурор.
По его словам, прокуроры «на системной основе» следят за реализацией и профильных государственных программ. К примеру, сейчас под их контролем Минвостокразвития выполняет план мероприятий по возведению объектов инфраструктуры на территориях с преференциальными экономическими режимами. А началось все с прокурорской проверки, в результате которой конкретным инвесторам были предоставлены требуемые для реализации проектов земельные участки, лицензионно-разрешительные документы и другие гарантированные льготы.
«Только в Дальневосточном федеральном округе за последние два года я провел три личных приема, каждый из которых завершился решением конкретных проблем, а в ряде случаев и принятием необходимых нормативных актов»,— сообщил Игорь Краснов.
По его словам, активно используются и другие формы коммуникации с бизнес-сообществом, в том числе деятельность межведомственных рабочих групп и общественных советов, встречи прокуроров с предпринимателями с участием кредитных учреждений, органов исполнительной власти. «Возможности оказания реальной помощи бизнес-сообществу у прокуратуры есть. И мы стремимся их максимально использовать. Скажу вам, что особенно приятно это делать, когда видишь перед собой неравнодушных, социально ответственных людей с креативными идеями по развитию своего бизнеса, своего поселка, города, всей Великой России»,— с пафосом отметил господин Краснов, повторив, что прокуроры «всегда защитят добросовестный бизнес».
Генпрокурор бизнесменам - друг, товарищ и брат
Игорь Краснов объяснил бизнесу, почему прокуроры его союзники.
07.09.2022