Комплиментарные сожаления МВФ по поводу отставки главы Национального банка Украины могут сыграть с ней злую шутку. Согласно принципу «твой друг — мой враг» в украинском обществе, сильно обиженном на действия западной кредитной институции, сформировалось не просто раздражительное отношение к пожелавшей добровольно оставить высокий пост главного банкира страны Валерии Гонтаревой, но категорическое требование привлечь к е ответу за всю деятельность на посту руководителя НБУ. В друзьях же у Валерии Алексеевны, судя по лестной оценке ее работы, — президент Украины и Международный валютный фонд.
— Как, вы уже уходите? Кто же будет поддерживать наш курс ваших реформ?! — по-детски удивленно вскинулись в МВФ.
— Стоять! Куда?! А, кто будет отвечать за все? — раздались голоса украинских экономистов и банкиров.
— Может быть, останешься? — спросил Порошенко.
— Я устала! — отрезала Гонтарева.
Вот только занавес в этой постановке вряд ли дадут опустить на этой реплике. Слишком много заинтересованных в публичности дальнейшего развития событий. Накопившиеся вопросы к Гонтаревой лучше всего сформулированы в заголовках и анонсах украинского медиа-пространства:
«Гонтарева уходит, оставляя после себя огромную дырку»
Ляшко: «Гонтарева должна отвечать за свои дела»
«В МВФ расстроены отставкой Гонтаревой»
NYT: «Отставка Гонтаревой оставляет Порошенко без еще одного союзника у власти»
Валерия Гонтарева возглавила Национальный банк Украины 19 июня 2014 года, и вошла в историю уже хотя бы потому, что стала первой женщиной, которая стала у руля государственного регуляторного органа. 10 апреля 2017 года она заявила, что написала заявление об отставке и подала его президенту Петру Порошенко. По словам пока действующей руководительницы НБУ, она уволится ровно через месяц — 10 мая, но процесс может ускориться, если Верховная рада рассмотрит этот вопрос ранее.
В финансовой и банковской сферах Гонтарева работает с 1993 года. В частности, она занималась структурированием сделок по привлечению финансирования для развития бизнеса Roshen Петра Порошенко в России. Главными достижениями во время своего председательства в НБУ Валерия Гонтарева считает обеспечение макрофинансовой стабильности, переход на гибкий валютный курс, внедрение политики инфляционного таргетирования, очистки и усиления устойчивости банковской системы, полную трансформацию центробанка и наращивание валютных резервов.
Как только Гонтарева возглавила НБУ, она заявила, что фиксированного курса гривны больше в Украине не будет. Как показало время, свое обещание она выполнила. За время ее руководства Нацбанком официальный курс доллара вырос в 2,3 раза — от 11,84 гривны в день ее назначения до 26,97 в день ее заявления об увольнении. В то же время выросла в 16 раз и заработная плата главы государственного регулятора — от 10 тысяч гривен до 163 тысяч гривен ежемесячно.
Специалисты не дают однозначной оценки почти трехлетней деятельности Гонтаревой в должности председателя НБУ: у нее есть как противники, вменяющие ей развал банковской системы Украины, так и почитатели, считающие финансистку революционным реформатором.
С благословения Гонтаревой НБУ очистил рынок от 89 банков — остался 91. В свое время она утверждала, что эпоха «зомби-банков» в Украине завершилась. Кроме того, государству удалось национализировать «Приватбанк», который был крупнейшим украинским финучреждением. Заметим, что это было одной из договоренностей с МВФ.
В течение 2014 года, когда Гонтарева пришла в НБУ, регулятор выдал 222 миллиарда гривен кредитов рефинансирования. На начало 2015 года сумма долгов финучреждений перед Нацбанком составила 109 миллиардов гривен, а на начало 2017 года долг платежеспособных банков уменьшился до 22,99 миллиардов. В то же время неплатежеспособные банки должны НБУ 45,2 млрд грн.
По мнению экспертов, также хорошие оценки получило введенное Гонтаревой инфляционное таргетирование, из-за которого макропоказатели экономики Украины перестали привязывать к курсу валют и сосредоточили на инфляции. НБУ вводил много валютных ограничений, чтобы сдержать падение гривны. К примеру, валюты можно было купить не более, чем на 3 тысячи гривен за сутки. Однако с восстановлением экономики, это ограничение постепенно ослабляли — теперь валюты можно купить на сумму до 150 тысяч гривен в день.
В 2014 году учетная ставка НБУ составляла 9,5% годовых. Во времена Гонтаревой показатель возрастал до 30%. Сейчас же происходит постепенное снижение, и этот показатель упал до 14%.
Когда Гонтарева возглавила Нацбанк в середине 2014 года, его резервы составляли 17 млрд 83,31 млрд долларов США. В феврале 2015 года показатель упал до критических 5,625 млрд. Впоследствии, благодаря в том числе и сотрудничеству с МВФ, резервы постоянно росли, и сегодня превысили 16 миллиардов долларов.
Из неприятного для уходящей главы Нацбанка: НАБУ расследует дело о выводе за границу топ-менеджерами частных банков средств рефинансирования, которые они получили от НБУ — речь идет о миллиардах гривен. Бюро проверяет причастность руководства Нацбанка к этим махинациям. Гонтарева все обвинения отвергает.
Ну, а руководство Международного фонда не скрывает своей печали по поводу ухода Валерии Гонтаревой и, видимо, комплименты в ее адрес говорятся не дежурные.
«Мы расстроены по поводу того, что госпожа Гонтарева оставляет должность. На своем посту она осуществила ряд смелых мер: трансформировала кредитно-денежную политику, укрепила банковский надзор, провела глубокую реформу центробанка как такового, сделав его современным центральным банком», — дал свою оценку постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше в интервью «Левому берегу».
Ваше сообщил, что НБУ является важным партнером фонда в вопросе внедрения политики, необходимой для успеха совместной программы, и для МВФ важно, чтобы руководство Нацбанка оставалось профессионально независимым и настроенным на внедрение верных инициатив.
«Гонтарева оказалась почти единственным человеком в Украине, у которого одновременно есть мозги и яйца. И лишь немногие понимают, с каким ворохом проблем столкнулся НБУ. И какое большое дело сделал Нацбанк. Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить, — написал в блоге специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. — Хотя очень хотелось бы, чтобы Валерии Гонтаревой довелось делать не только грязную работу. Чтобы Нацбанк продолжил и завершил либерализацию рынка, показав, что жесткие административные меры не были его идеологией, а лишь вынужденной мерой».
Не известно, понравилось ли Гонтаревой-женщине сравнение с «мавром с яйцами», но отзыв о Гонтаревой-профессионале звучит очень лестно. По мнению специалиста, «МВФ, Мировой банк, Международные инвесторы, банкиры в Украине аплодируют Валерии Гонтаревой, а люди, которые должны сказать ей спасибо, будут осыпать ее проклятиями».
Возможно, Фурса имеет в виду людей, которые являлись вкладчиками ликвидированных Гонтаревой банков. По разным оценкам, потери вкладчиков в связи с «банкопадом» и просадкой доллара в три раза, с 2014 по 2017 год, составили более 163 миллиардов гривен. Сумма депозитов данных вкладов превышала гарантированные к возмещению государством 200 тысяч гривен.
По мнению финансиста Эрика Наймана, входившего в свое время в пятерку наиболее влиятельных фигур на фондовом рынке Украины для определения места и роли Валерии Алексеевны в современной истории Украины, а также в ее будущем, неплохо бы сначала услышать от нее всю правду о том, как и кто реально принимал решения о банковской чистке. А также, кто и сколько на этом заработал? Куда делись валютные резервы в конце 2014 года при ее каденции? Почему до сих пор нельзя доверять банковской отчатности, да и видеть ее своевременно? Почему так и не заработал институт кураторов и санации проблемных банков? Зачем нужно было обваливать гривну в условиях войны, и кто на этом заработал?
Так много вопросов вдруг появилось у экспертов к Гонтаревой. А она, явно, не жаждет желанием отвечать на них. Ведь могут «просто так» и не отпустить. Очень некстати для отбывающей повинность на должности главы Нацбанка в последние деньки, появились скандальные подробности национализации ПриватБанка. Как оказалось, для поддержания на плаву этого колосса требуется гораздо больше средств, чем было заявлено. Сколько точно — пока не понятно, но по словам самой Гонтаревой, еще минимум 30 миллиардов гривен. Предварительные результаты аудита ПриватБанка еще не опубликованы, но по просочившимся в щелочку обрывкам информации — все плохо.
«Результаты даже хуже, чем мы ожидали ранее. 146 млрд гривен — это не все средства, которые должно вложить государство в докапитализацию „ПриватБанка“ из-за всех нарушений и мошеннических операций предыдущих акционеров, — поделилась глава НБУ на форуме в Вашингтоне. — Могу вам сказать, что в последнюю ночь перед началом процедуры вхождения государства в капитал банка предыдущим менеджментом были проведены мошеннические операции на сумму более 16 млрд гривен».
Могла ли операция в банковской системе страны по выводу активов на такие крупные суммы быть выполнена без ведома НБУ, без ведома и разрешения ее главы? Этот вопрос может крайне осложнить комфортный уход с должности Валерии Алексеевны. В народе по этому поводу родилась шутка: капитализировали, выкапитализировали, да недокапитализировали.
Так как Гонтарева, все-таки по мнению большинства, работала в интересах МВФ, против которого в стране разворачивается серьезная кампания, судьбе преемника председателя НБУ уже заранее никто не завидует. Вакансия открыта, желающих немного.
Хотя спрашивать особо, возможно, и не будут. По украинским законам право назначать главу Нацбанка принадлежит президенту. Кому прикажет Порошенко впрягаться в телегу с многомиллиардными долгами пока держится в секрете.
Главного банкира Украины провожают проклятьями и аплодисментами
В МВФ расстроены отставкой руководителя НБУ, которой, по мнению одних, удалось предотвратить, а других — приблизить крах финансовой системы страны.