В прошлом году Михаил Горяинов, участник громкой истории со своим экс-партнером, бывшим основателем «Пятерочки» Андреем Рогачевым, оказался в центре очередного долгового скандала. На этот раз речь идёт о долге перед «Судостроительным банком» («СБ Банк»), его сумма исчисляется миллиардами рублей. Явно скрывая и продавая свои активы, Михаил Горяинов не торопится возвращать деньги.
Поход на рынок уже перестал ассоциироваться с одной лишь закупкой продуктов. Сейчас это в первую очередь огромный выбор еды в представленных там ресторанах и локальных точках, удобные места для встреч с друзьями и деловых переговоров, развлекательные программы по вечерам. Несмотря на то, что эти рынки ежедневно посещают десятки тысяч человек, компании-владельцы торговых площадок показывают убытки. При всём при этом, они не теряют привлекательности для инвесторов.
Михаилу Горяинову, под контролем которого находились такие площадки, как «Усачевский рынок», «Ленинский рынок», «Центральный рынок», «Москворецкий рынок», не так давно пришлось продать «Центральный рынок» структуре, аффилированной с Годом Нисановым и Зарахом Илиевым. По-видимому, это было сделано, чтобы избежать попадания рынка в руки кредиторов. Остальные активы уже оформлены на родственников Михаила Горяинова. Так, например, Людмила Горяинова является собственником восьми компаний. Плюс, совместно с офшором «Монтебьянко Пропретиз ЛТД» она владеет ООО «Москворецкий рынок». Одной из родственниц Михаила Горяинова принадлежит ООО «Усачевский рынок».
Бывшие партнеры
Противостояние Михаила Горяинова и Андрея Рогачева началось в 2015 году, когда они решили разделить активы. За три года попыток договориться «по-хорошему», понимание между партнёрами достигнуто не было. В 2018 году бывший владелец «Пятерочки» обратился с иском в Высокий суд Лондона, пытаясь оспорить права на активы. Он настаивал, что ему принадлежат по 50% Усачевского и Волгоградского рынков, но Михаил Горяинов уклонился от передачи этих долей.
В конце года Андрею Рогачеву удалось добиться судебного запрета на реализацию активов Михаила Горяинова. Запрет распространялся на любые объекты стоимостью 9 млн фунтов. В материалах лондонского суда отмечено, что Андрей Рогачев действительно вложил в предприятие на 9 млн долларов больше Михаила Горяинова: 29,5 млн против 20,2 млн долларов.
В свою очередь, Михаил Горяинов тоже не оставил без комментариев действия Андрея Рогачева. «К сожалению, Андрей Рогачев уклоняется от исполнения своих обязательств. Его обращение в суды иностранных юрисдикций — это очередная попытка не исполнять достигнутые договоренности», – заявил он. О каких договоренностях шла речь, Горяинов не уточнил. Летом 2019 года запрет был снят без возможности наложить его повторно в рамках того же судебного дела. К тому же, суд обязал Андрея Рогачева оплатить судебные издержки своего экс-партнёра в размере 221 тыс. фунтов стерлингов.
После снятия судебного запрета Михаил Горяинов предпринял попытку продажи «Центрального рынка» компании «Синдика», бенефициаром которой является бывший президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Последнему принадлежит более 40 рынков и торговых центров в разных регионах России.
В какой-то момент сторонами обсуждалась продажа чуть ли не трех московских рынков, общая стоимость которых оценивалась экспертами в 6,5 млрд рублей. Но по каким-то причинам сделка не состоялась. Возможно, Канокова спугнули длительные судебные разбирательства с бывшим партнером Михаила Горяинова. Другой вероятной причиной могли быть финансовые показатели «Центрального рынка».
В январе 2020 года «Центральный рынок» все-таки был продан фирме «Парус», действующей в интересах «Киевской площади» Года Нисанова и Зараха Илиева. Стоимость сделки не раскрывалась, эксперты предполагали, что цена варьировалась в пределах 1,6-1,7 млрд рублей. В сети появлялась информация, что Михаил Горяинов якобы заявил, что полученные средства он намеревается вложить в реализацию новых проектов. Вполне вероятно, речь могла идти о бизнесе, которым официально владеют его родственники. Действительно, не возвращать же деньги кредиторам?
Кредиты бизнесу
Как стало известно «Новой газете» (позднее материал был удалён с сайта издания), Михаил Горяинов был клиентом «Судостроительного банка», который лишился лицензии в 2015 году и остался должен вкладчикам более 35 млрд рублей. Поначалу суд отказался привлекать руководство и собственников банка к субсидиарной ответственности. Вместо этого всех собак повесили на двоих сотрудников кредитного учреждения: бывшего директора департамента кредитования Ирину Кукарскую и её подчинённого Сергея Зыкова. В основу решения легли экспертизы по 11 невозвратным кредитам. Банковским служащим вменяли растрату (ч.4 ст. 160 УК РФ). Суд приговорил Ирину Кукарскую к 3,5 годам лишения свободы, а Сергея Зыкова – к 4,5 годам. Кроме того, суд постановил взыскать с них компенсацию 11 млрд рублей.
Вряд ли Ирина Кукарская могла единолично принять решение о выдаче кредита на одиннадцать миллиардов, однако бывшему и.о. председателя правления «Судостроительного банка» Василию Мельникову назначили символическое наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей.
Лучше поздно, чем никогда, кажется, что по такому принципу 8 октября 2020 год Девятый арбитражный апелляционный суд постановил привлечь к субсидиарной ответственности по иску на сумму 27,3 млрд рублей восьмерых бывших топ-менеджеров и владельцев «Судостроительного банка». Если Андрей Вовченко, бывший акционер «СБ Банка», покинувший страну после лишения банка лицензии, вернется из Канады, то он точно сможет рассказать следствию кто остался должен и сколько.
Михаил Горяинов, хоть и не имеет прямого отношение к лопнувшему «Судостроительному банку», но все-таки остается ему должен. В итоге у нас есть свободный миллиардер, которого как будто никто не ищет, и вкладчики, многие из которых так и не увидели своих денег.
Горяинову так и не поставили ‟Пятерочку‟
Михаил Горяинов продает активы не для погашения долгов.